We are now
55 711
counter in
real-time mode
Возврат товара без гарантийного талона

Возврат товара без гарантийного талона

«Купила новый телевизор, который через месяц прекратил работать. Решила обратиться за помощью в магазин где его приобрела, однако продавец отказывается устранить недостатки из-за отсутствия у меня гарантийного талона».

С такой проблемой в юридический отдел Ассоциации «УЗСП» обратилась потребительница из города Киева. По ее словам, гарантийный талон был выдан ей при покупке телевизора, после чего был потерян. Юридический отдел «УЗСП» предоставил необходимую консультацию потребителю, и помог ей найти необходимый алгоритм действий.

Ситуация с которой столкнулась потребительница, к сожалению, не является единичным случаем. Довольно часто продавцы выдают покупателям пустые гарантийные талоны, а иногда вообще не выдают. Однако, когда возникает поломка покупки продавцы отказывают в устранении недостатков ссылаясь на отсутствие указанных гарантийных сроков товара.

Возникает вопрос: как потребителю защитить свои права и отстоять их перед недобросовестным продавцом? Юридический отдел «УЗСП» делится с вами некоторыми «юридическими хитростями».

Сразу хотим отметить, что Закон Украины «О защите прав потребителей» не содержит такого понятия, как «гарантийный талон». Если нет чека или гарантийного талона, требования следует предъявлять продавцу, с которым был заключен договор купли-продажи. Продавец в свою очередь должен принять товар ненадлежащего качества, провести всю процедуру оговоренную законом и в дальнейшем или отказать потребителю, или удовлетворить его требования (в зависимости от обстоятельств проверки).

Отсутствие у потребителя кассового, товарного чека или другого документа еще не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, ведь чек – это всего лишь доказательство покупки в данном магазине.

Таким образом, если у Вас отсутствует кассовый чек, необходимо предъявить другие доказательства покупки товара, в частности видео с камер наблюдения в магазине, доказательства свидетелей. Кроме того, если вы помните дату покупки товара, смело обращайтесь за помощью к кассиру! В кассовом компьютере должны сохраниться данные Вашей покупки и товарного чека. Также распечатать чек можно и самому, для этого необходимо зайти на сайт налоговой службы и заполнить необходимые поля (https://cabinet.tax.gov.ua/cashregs/check).

Есть еще один вариант заменить гарантийный талон в случаи его отсутствия.

На большинстве товаров — холодильниках, мониторах, стиральных машинах есть маркировка. У разных производителей она разная и обычно состоит из цифр или цифр и латинских букв.

По маркировке можно узнать у производителя дату производства товара. Что касается срока гарантии, то он, как правило, устанавливается не на единичные экземпляры товара, а на группы или категории однородных товаров, например на мониторы модели ХХХХ установлен гарантийный срок 3 года, а на мониторы модели YYY установлен гарантийный срок 1 год, и так Дальше. Таким образом, можно узнать гарантийный срок вашего товара, который входил в одну из групп моделей.

Следует учитывать, что гарантийный срок товара и срок его службы отсчитывается с передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, то этот срок исчисляется со дня изготовления товара.

Следует отметить, что со дня изготовления товара исчислять срок невыгодно. Возможно, товар, на который гарантия два года, все это время лежал в магазине. Таким образом, если ссылаться на данный факт возникнет ситуация, что гарантийный срок истек еще в магазине, но там никто не пользовался товаром – а значит гарантийный срок не мог истечь.

Возникает вопрос: можно ли уточнить у продавца дату покупки товара и считать срок гарантии от нее?

Это зависит от того, какой кассовый аппарат стоит в магазине. Например, в супермаркетах, где наименование товара считывается со штрихкода, такая возможность есть. Но при этом потребителю нужно знать маркировку товара. Тогда продавец через электронную базу сумеет отыскать этот товар и уточнить дату приобретения продукта покупателем.

Какой алгоритм действий если продавец отказывается устранить недостатки из-за отсутствия гарантийного талона?

1. Письменная претензия к продавцу. Прежде всего, необходимо обратиться с письменной жалобой к продавцу, у которого покупали товар. Обязательно ссылайтесь на ст.8 Закона Украины "О защите прав потребителей", данная статья утверждает права потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества, а также предусматривает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору требовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- пропорционального уменьшения покупной цены;

- замены товара аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим пересчетом покупной цены».

Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Но следует учесть, что срок предъявления требований о замене или возврате денег для технически сложных товаров составляет 14 дней после покупки. Если же недостаток окажется позже, покупатель должен будет доказать, что он существенен.

В претензии следует указать только одно требование. Например, расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги.

Обязательно укажите гарантийный срок (как узнать гарантийный срок без гарантийного талона мы рассказывали выше). Также укажите, что Закон Украины «О защите прав потребителей» не связывает обязанность продавца удовлетворить требование потребителя с наличием или отсутствием такого документа , как «гарантийный талон».

Ожидайте ответ в течение 5 рабочих дней с момента получения продавцом Вашей жалобы.

2. Государственные органы. При отсутствии ответа в указанные сроки или если ответ Вас не удовлетворил, необходимо обратиться в Госпотребслужбу с обращением относительно урегулирования вашей ситуации. Обращение необходимо оформить в таком же порядке, как и жалобу к продавцу. Не забудьте указать название и адрес магазина, где приобрели товар.

Кроме Госпотребслужбы можно обратиться в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов. Также, не лишним будет обратиться за помощью в профильные общественные организации. Так, в Ассоциацию «УЗСП» потребители обращаются именно на данном этапе, когда все попытки решить вопрос самостоятельно были неудачными.

3. Судебная стадия. Данный этап разрешения ситуации должен быть последним Вашим шагом (если не удалось решить вопрос на предыдущих стадиях мирного урегулирования ситуации).

Исковое заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями статьи 175 ГПК Украины. Юридический отдел УЗСП советует Вам подавать исковое заявление именно о защите прав потребителей услуг, ведь в этом случае судебный сбор не будет взиматься, а судебные заседания будут проводиться по Вашему месту регистрации, а не по месту регистрации ответчика.

Лого