We are now
55 711
counter in
real-time mode
Отключили газоснабжение. Законно или нет?

Отключили газоснабжение. Законно или нет?

"Недавно мне отключили газоснабжение из-за неуплаты, однако решения суда об отключении не было. Кроме того, чтобы восстановить газоснабжение мне необходимо оплатить долг и услугу подключения! Это вообще законно? Как мне действовать в данной ситуации?".

С такими вопросами к юридическому отделу УЗСП обратился потребитель из Киевской области. Наш юридический отдел предоставил качественную консультацию и помог мужчине найти ответы на проблемные вопросы. Так как ситуация нашего героя не единственный случай, предлагаем Вам также ознакомиться с ответами на болезненные вопросы о газоснабжении.

В каких случаях вам могут отключить газ? Каков порядок отключения газоснабжения и нужно ли решение суда? Каков порядок восстановления газоснабжения? Что делать если не законно отключили газ?

В каких случаях вам могут отключить газ?

Наверное, все знают, что задолженность в оплате коммунальных услуг может спровоцировать поставщика услуг расторгнуть договор с потребителем и прекратить поставки коммунальных услуг. Однако мало кто знает, что существуют другие причины когда поставщик имеет право прекратить газоснабжение конкретного потребителя.

В соответствии с Правилами поставки природного газа, утвержденными постановлением Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 30.09.2015 № 2496.

Газоснабжение на объект и/или газовые приборы потребителя прекращается в случае:

1. Представление потребителем письменного заявления о прекращении газоснабжения;

2. Отказа потребителя от установления счетчика газа по инициативе и на средства газоснабжающего предприятия;

3. Несвоевременном и/или не в полном объеме оплаты услуг по газоснабжению;

Также отключить газоснабжение поставщик может в следующих случаях:

- проведение планово-профилактического обслуживания и/или капитального ремонта систем газоснабжения;

- ликвидации последствий аварий;

- самопроизвольного использования газа потребителем;

- самопроизвольного подключения газовых приборов и устройств потребителя к системе газоснабжения;

- срыв или повреждение пломб на запорных устройствах, задвижках на вводе в дом и т.п.;

- нарушение потребителем Правил безопасности систем газоснабжения, что создает угрозу возникновения аварийной ситуации;

Однако поставщику запрещается отключать потребителей от газоснабжения в последний рабочий день до выходных и праздничных дней, кроме случаев аварийных ситуаций в системах газоснабжения.

Каков порядок отключения газоснабжения и нужно ли решение суда?

Отключение газоснабжения может производиться поставщиком услуг без решения суда, это подтверждается пунктом 17 раздела 3 Правил поставки природного газа, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 № 2496. Согласно данному пункту Правил, если бытовой потребитель не произвел оплату за потребленный природный газ после срока, определенного договором поставки природного газа, имеет право осуществить меры по прекращению поставки природного газа потребителю.

Отключение потребителя от снабжения природным газом осуществляется путем направления потребителю письменного сообщения (с отметкой о вручении). В сообщении поставщика от потребителя требуется самостоятельно прекратить потребление природного газа за счет перекрытия устройства перед газовым прибором. Также обязательно должно быть предъявлено требование допустить представителя поставщика к устройству перед газовым прибором.

Следует отметить у представителя поставщика обязательно должно быть служебное удостоверение, отсутствие удостоверения является поводом для отказа в доступе к устройствам газоснабжения для их пломбирования.

Также в сообщении о прекращении потребления природного газа поставщик должен указать основания и дату прекращения газопотребления, которая не может быть раньше чем через 3 дня после даты получения потребителем сообщения.

Пломбирование устройств газоснабжения должно производиться с соблюдением техники безопасности.

Если потребитель отказывается подписать акт о прекращении газоснабжения, фиксация прекращения газоснабжения (кроме случаев отключений при аварийных ситуациях) должна подтверждаться видеосъемкой, о чем указывается в акте о прекращении газоснабжения или подписью в акте о прекращении газоснабжения одним незаинтересованным лицом (представитель жилищно-эксп. балансодержатель или управляющий дома, выборное лицо домового, уличного, квартального или иного органа самоорганизации населения или представитель органа местного самоуправления и т.д.) при удостоверении такого лица. Акт о прекращении газоснабжения (распределения природного газа) в этом случае направляется потребителю заказным почтовым отправлением.

Если потребитель исправно платил и не нарушал правила безопасности пользования газом, а также не был предупрежден об отключении, то такое отключение является незаконным.

Ассоциация УЗСП отмечает, что сообщение о прекращении потребления природного газа должно быть обязательно письменным с отметкой о его вручении. Сообщения в телефонном порядке или в любом другом формате не считаются законными и являются основанием считать дальнейшее отключение газоснабжения не законным.

Каков порядок восстановления газоснабжения?

Восстановление газоснабжения осуществляется газораспределительным предприятием в течение двух рабочих дней в городах и пяти календарных дней в сельской местности после устранения нарушений, уплаты потребителем долга и возмещения ущерба, причиненного его неправомерными действиями газоснабжающему или газораспределительному предприятию.

Существуют правила подключения к газовым сетям и методика расчета платы за подключение к газовым сетям – определяется постановлением Национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 24.12.2015 № 3054.

В соответствии с данными правилами, чтобы подключиться к газовым сетям необходимо сделать следующие шаги:

1. Полностью оплатить задолженность, взять платежный документ (чек, квитанция);

2. Предъявить платежный документ абонентской службе и получить справку об отсутствии задолженности;

3. Со справкой об отсутствии задолженности обратиться в отдел учета обслуживающего Вас филиала и оформить заявку на подключение к системе газоснабжения;

4. Оплатить подключение газоснабжения;

Размер платы за подключение (устранение ограничения пользования) определяется газовой службой на конкретной местности в соответствии с правилами подключения к газовым сетям и методикой расчета платы за подключение к газовым сетям, которые определены постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 24.12. .2015 года №3054.

Что делать если не законно отключили газоснабжение?

Если Ваши права были нарушены путем незаконного отключения от газоснабжения, нужно соблюдать следующий алгоритм действий.

1. Ознакомьтесь с договором на поставку и распределение природного газа. Вас должны интересовать сроки оплаты, случаи отключения газоснабжения, права и обязанности потребителя и поставщика, условия урегулирования спорных вопросов, условия возмещения причиненного ущерба или не надлежащее исполнение/не соблюдение условий договора. Если договор отсутствует, можно воспользоваться типовым договором, утвержденным Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Типичный договор находится на сайте Верховной Рады Украины: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1386-15#Text

2. Необходимо узнать официальную причину отключения газоснабжения. Для этого следует обратиться с информационным запросом в газоснабжающую и газораспределительную компанию. В соответствии с Законом Украины «О доступе к публичной информации», можно направить сканированную копию письма с датой и подписью по электронной почте, либо передать бумажный вариант уполномоченному лицу компании (на собственном экземпляре запроса в этом случае нужно получить соответствующую отметку с номером входящего документа), либо отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок предоставления ответа на такой информационный запрос – 5 рабочих дней.

3. Если информация не была предоставлена, отказано в предоставлении или отключение действительно было не законное, необходимо написать акт-претензию. Форма акта-претензии и порядок его составления предусмотрены постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2018 № 1145 «Об утверждении Порядка проведения проверки соответствия качества предоставления некоторых коммунальных услуг и услуг управления многоквартирным домом параметрам, предусмотренным договором о предоставлении соответствующих услуг».

4. Если реакции на акт-претензию нет, то следует обратиться с жалобой в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

5. Полученные ответы и отсутствие реагирования на акт-претензию могут быть основанием для обращения в суд. В суд может обратиться лицо, являющееся собственником или пользователем жилья, является потребителем газа, исправно оплачивает полученные услуги и права которого как потребителя были нарушены.

Ассоциация УЗСП желает Вам только хороших поставщиков и качественных услуг, будьте внимательны и смело защищайте свои права при их нарушении.

Лого