We are now
55 711
counter in
real-time mode
Сломанный телефон в школе, кто виноват?

Сломанный телефон в школе, кто виноват?

Когда мы отправляем ребенка в школу, мы надеемся, что там он с пользой проведет свое время, получит хорошие знания и настоящих друзей. Однако иногда случается, что вместо хороших оценок школьник может принести дополнительные финансовые проблемы.

С данной проблемой столкнулась потребительница из Киева. По словам киевлянки, ее тринадцатилетний сын случайно разбил телефон своего одноклассника, после чего его родители потребовали отремонтировать телефон. Однако, как оказалось, ремонт телефона обойдется в достаточно большую сумму средств, которых у женщины нет. Потребительница была возмущена ситуацией, ведь телефон был сломан во время урока, когда за учениками должна была присматривать учительница! Как случилось, что дети во время урока играли по телефону?

По словам сына, учительница сама довольно долго говорила по телефону, потому весь класс занимался своими делами. Киевлянка, обратившаяся в УЗСП, была в отчаянии, ведь дорогой телефон мог быть сохранен, если бы учительница соблюдала правила проведения урока. Кроме того, всем известно, что во время учебного процесса ни учителям, ни учащимся нельзя пользоваться гаджетами. За консультацией женщина обратилась в юридический отдел «УЗСП» и задала ряд вопросов:

Когда за ущерб детей отвечают родители? Всегда ли родители отвечают за поступки своих детей? В каких случаях за детей отвечает школа? Каким должен быть алгоритм действий, чтобы достаточно исследовать обстоятельства ситуации?

Юридический отдел «УЗСП» решил помочь киевлянке и предоставил консультацию.

Когда за ущерб отвечают родители?

До 14 лет ребенок имеет статус несовершеннолетнего лица, он имеет право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, осуществлять права на результаты интеллектуальной, творческой деятельности (например, получать награду на олимпиаде). Однако нести ответственность за ущерб не может, это подтверждается статьей 31 Гражданского кодекса Украины.

Исходя из вышеприведенной статьи, к 14 годам за действия ребенка отвечают родители и опекуны. Они должны делать так, чтобы ребенок не ломал чужие телефоны, соблюдал дисциплину и слушался взрослых. Если родители не смогли достаточно воспитать ребенка или не проконтролировали его, придется возмещать ущерб.

В этом возрасте не имеет значения, есть ли у ребенка свое имущество. У него может быть доля в квартире и даже счет в банке. Но платить все равно должны родители своими деньгами. Даже если родители разведены, возмещать должны вместе.

Стоит отметить, что даже если ребенок достиг 14 лет, а причиненный им ущерб до сих пор не выплачен, родители должны продолжать выплачивать средства, пока не возместят полностью всю сумму. Считается, что они отвечают за то, что недостаточно присматривали за ребенком, поэтому должны оплачивать средства даже тогда, когда ребенок повзрослел.

Ущерб, причиненный в возрасте с 14 – 18 лет.

С 14 лет подростки уже отвечают за свои действия, поэтому должны возмещать ущерб, который нанесли. Если ребенок в 15 лет разобьет чужой телефон, он сам должен платить за ремонт. Но если у него нет своих доходов или имущества, возмещать ущерб будут родители.

В отличие от предыдущего случая, как только ребенку исполнится 18 лет или у него появится свой доход, платить за причиненный ущерб будет он. Это важное отличие от ответственности за малолетних детей. После 14 лет человек может сам отвечать за ущерб, а родители только помогают ему оплачивать. Как только у подростка появится возможность, он рассчитается своими деньгами.

Исходя из вышеприведенного: родители несут ответственность за вред, только если ребенок причинил его из-за плохого воспитания или если за ним плохо смотрели. Например, родители вообще не уделяют внимания ребенку и легкомысленно относятся к его хулиганству или озорству. Но Законодатель не дает четких указаний, когда и что можно считать плохим воспитанием. Например, переходить дорогу в неположенном месте – это тоже плохое воспитание. Бить одноклассников, даже если они будут оскорблять, тоже есть повод для возмещения ущерба.

Таких ситуаций может быть множество. Например, если маленький ребенок умышленно бросает камни в чужие окна, за ремонт окон будут платить родители. Это ведь они не объяснили ребенку, что так делать не приемлемо.

Если ребенок случайно повредил игрушкой машину, припаркованную на детской площадке, родителей будет сложно заставить платить, ведь они должным образом следили за ребенком, а вот ставить машины на детских площадках запрещено. Окончательное решение, конечно, примет суд, однако достаточно оснований считать, что ребенок и родители в данном случае не должны возмещать ущерб.

Всегда ли родители отвечают за поступки своих детей?

Нет, не всегда. Родители могут доказать, что они не виноваты? В этом случае с них снимется вся ответственность. Представим: за ребенком должным образом смотрели, озорство не поощряли, уделяли все необходимое внимание. Но ребенок все равно причинил вред! В таком случае родители ничего не будут платить. Доказательствами здесь есть что угодно: от свидетельских показаний до оценок из школы и конкретных причин происшествия.

В каких случаях за детей отвечает школа?

Если дети находятся в детском саду, школе, лагере, за них отвечает эта организация. Похожая история с больницей: если ребенок лежит в стационаре без присутствия родителей или опекуна, ответственность за возможные «приключения» ребенка ложится на администрацию больницы и медперсонал.

Но такой алгоритм действует только тогда, когда известно – ребенок не получил необходимого внимания. К примеру, учителя плохо следили за детьми, оставили их на перерыве без присмотра или не рассказывали родителям о проблемах с поведением. И тому подтверждение!

Чтобы не нести ответственности за детей, школе тоже нужно доказать, что она не виновата. Сделать это выходит не всегда, но конечно, что руководство будет пытаться.

По словам нашей потребительницы, вина лежит на школе, ведь учительница во время проведения урока разговаривала по телефону и не обращала внимания на детей. Сломанный телефон – лишь следствие ее пренебрежения своими прямыми обязанностями. Следовательно, ремонтировать сломанный телефон должна именно школа.

Но это еще не значит, что все закончится в пользу нашей потребительницы. Школа и родители с обеих сторон должны хорошо исследовать ситуацию, ведь важны все обстоятельства. Даже родители могут не знать, как все было на самом деле. Поэтому перекладывать вину друг на друга нельзя.

Каким должен быть алгоритм действий, чтобы проследить обстоятельства ситуации?

Это очень важный вопрос, ведь часто школа переводит всю ответственность на родителей, мол, «Разбирайтесь сами». Родители, в свою очередь, перекладывают ответственность друг на друга. К сожалению, никто из «тройки» ситуацию совсем не исследует, а делает выводы из слов своего ребенка. Но ведь не стоит забывать, что перед вами только ребенок! А детям присущ страх перед родителями, потому и неудивительно, что у обеих сторон будут разные версии одной истории, что помешает в справедливом разрешении ситуации. Соответственно, должен быть определенный порядок действий, который поможет быстро решить проблему и сохранить хорошие отношения со школой и одноклассниками ребенка.

Конечно, законодательством не закреплен порядок действий в данных ситуациях. Но в общем, если ущерб был нанесен в школе, следует придерживаться таких этапов.

1. Сначала следует привлечь классного руководителя, он должен знать, что и как произошло. Руководитель может попытаться разобраться в ситуации: расспросить других детей, подтвердить или опровергнуть слова ребенка. Привлечь администрацию школы. Иногда на этом этапе ситуация разрешается.

2. Однако не всегда классный руководитель может решить вопрос. В таких ситуациях формируют совещание. Обычно на нем расспрашивают одноклассников и других свидетелей событий: кто что видел, какие важные обстоятельства ситуации остались без внимания.

Привлекают также и школьного психолога, который разговаривает с детьми и родителями отдельно. Его цель – узнать, что и почему спровоцировало проблему.

В результате должна сложиться общая картина обстоятельств. Кто и почему играл по телефону, как он был сломан, умышленно или нет и где в это время находилась учительница.

3. Если родители и школа не смогли договориться, вопрос уже решается в судебном порядке. К примеру, стало известно, что дети остались без присмотра, парень с телефоном начал унижать сына нашей потребительницы, тот выхватил телефон и, в ответ на обиды, сломал его. Такая ситуация достаточно сложна, ведь ответственность лежит на каждом: школа виновата в том, что дети остались без присмотра, родители унижающего мальчика виноваты в «буллинге», наша потребительница виновата, якобы, в плохом воспитании своего сына, потому, что тот сломал чужой телефон.

Если никто не придет к согласию в данной ситуации – кто, сколько и кому заплатит, будет решать суд.

Алгоритм действий на судебной стадии

1. Обязательно возьмите у классного руководителя характеристику своего ребенка;

2. Привлеките школу к ответственности. Конечно, в зависимости от ситуации: либо вы на одной стороне со школой, либо школа является ответчиком.

3. Вам нужны свидетели. Следует поговорить с родителями одноклассников лично, возможно, кто-то видел или стали известны дополнительные факты, которые на совещании не были обсуждены. Если родители детей не будут против, их могут заслушать на судебном заседании. Слова детей тоже учитываются.

4. Если есть даже малейшее подозрение, что Вам придется оплачивать нанесенный ущерб, соберите доказательства тяжелых материальных обстоятельств в Вашей семье.

5. Если Вы находитесь в разводе, обязательно привлеките отца/мать в судебный процесс, ведь если Вы проиграете данное дело, оплачивать нанесенный ущерб должны вместе.

Следует отметить, что в данной ситуации помогает что угодно: от банальной характеристики учителей до информации от свидетелей. Если есть доказательства в вашу пользу, используйте ихНо если выяснили, что ребенок действительно виноват, скажем, учитель был рядом, ребенку делали замечания и к нему много претензий со стороны школы и других детей, следует договариваться с родителями другой стороны без суда. Попытайтесь договориться об оплате половины ремонта, о рассрочке или еще какой-либо компенсации. Иногда хватает честного разговора и искренних извинений.

Лого