We are now
37 513
counter in
real-time mode
Освещение улиц: почему не используем международный опыт?

Освещение улиц: почему не используем международный опыт?

Вопрос освещения улиц в мегаполисах по ночам гораздо важнее, чем может показаться с первого взгляда.  Например, к нему привязана проблема энергосбережения, на важности которого акцентирует мировое сообщество. Далее – криминальные элементы чаще проявляют активность именно в тёмных местах. Немаловажным является и аспект травм в тёмное время суток. Если задуматься, то благосостояние, здоровье и даже жизни гражданзависят от того, насколько освещен город!

Прогресс в вопросе освещения зависит от финансовых возможностей и желания местных властей. Электроэнергия быстро дорожает, уходят ощутимые суммы из-за использования старых лампочек. Их замена, хоть и обещает грандиозную экономию в будущем, на сегодня тоже сулит серьезные траты -- цена современных Led-фонарей плюс работа специалистов по их установке. Что касается желания или нежелания чиновников решать проблемы освещения своих городов и поселков, по их словам, деньги тратятся колоссальные, а это себя никак не оправдывает. Наличие света не помешает опытному преступнику совершить задуманное правонарушение, а законопослушный гражданин способен травмироваться независимо от уровня освещения – например, из-за невнимательности.

Тут сразу вспоминается опыт нашего соседа -- Беларуси. Несколько лет подряд во многих регионах Минской области местные органы власти отключали свет на улицах в летний и зимний период для экономии средств. Вот только экономия составила в итоге мизерные суммы – например, за лето 2016 года сэкономили всего 6,2% от понесенных затрат. И серьезно проиграли в другом – это негативно повлияло на криминогенную ситуацию. В летний период 2017-го воровство ночью увеличилось на 125%, количество злоумышленных телесных повреждений -- на 166%, мелкое хулиганство — на 132% по сравнению с 2016-ым. Незначительная экономия оказалась несравненной с затратами государства на раскрытие преступлений и правонарушений, лечение и реабилитацию пострадавших, возмещение ущерба в связи с полученными людьми травмами в темный период суток. По мнению экспертов, фонари на улицах города должны включаться с наступлением сумерек, а выключаться, как минимум, не раньше часа ночи – и только так. А в идеале – должно быть нормальное освещение улиц и дворов даже ночью.

Стоит также вспомнить об опыте Женевы или Будапешта. Эти города даже получали премии в конкурсе «Auroralia» за качество освещения общественных мест! В Женеве, например, заменили на энергосберегающие 4 500 источников света и сэкономили благодаря этому 2,6 ГВт в год (что равно потреблению электроэнергии 800 женевскими семьями).  В денежном эквиваленте экономия составила полмиллиона франков. А световая цепочка из 4200 светодиодных (LED) лампочек позволила экономить до 90% электроэнергии без всяких потерь для качества освещения. К тому же, LED-лампы более экологичны – во время их работы вырабатывается меньше углекислого газа. В Випперфюрте (Германия) светодиодные светильники с помощью мини-камер передают по Bluetoothинформацию о происходящем в городе и даже помогают искать место на парковке. В Объединенных Арабских Эмиратах установлены еще и светодиодные светофоры, что тоже значительно экономит электроэнергию. Кроме LED – технологий, там используются также и солнечные панели, накапливающие энергию.

В Украине, в своей основе, установлены стандартные неэкономные источники освещения, на сегодня их около 2 миллионов. Этого явно недостаточно, и к тому же распределены они неравномерно (спальные районы, частный сектор и села почти не освещаются). Процесс внедрения инновационных осветительных технологий идёт медленно и  очень сложно. И все же переход на энергосберегающие технологии – трудоёмкий, но  крайне необходимый процесс. Нужна система контроля уровня освещенности районов, замена всех устаревших источников света. И важно провести ее как можно быстрее с выделением необходимых средств из местных бюджетов – очевидно, что в итоге всё окупится.

 

Экспертный совет Украинской организации защиты потребителей

Далее предлагаем Вашему вниманию материал СМИ по этой теме:

 

«В “Киевгорсвете” рассказали, во сколько бюджету обходится освещение столичных улиц

За 11 месяцев 2018 года уличное освещение обошлось киевскому бюджету в 130,9 млн гривен. При этом за полный 2017 год на эти цели было направлено 117,2 млн гривен. Электроэнергия стала дороже, но и потребление возросло.

Об этом стало известно из ответа КП “Киевгорсвет” (*) на информационный запрос KV.

За 12 месяцев 2017 года потребление электроэнергии на внешнее освещение города составило 59,3 млн кВт/ч. При этом всего за 11 месяцев прошлого года (за декабрь данных пока нет) было потреблено не на много меньше – 58,4 кВт/ч.

Вместе с этим в 2018 году осветление обошлось бюджету значительно дороже, чем годом ранее. За 11 месяцев 2018-го из бюджета потратили 130,9 млн гривен (2,23 гривен за 1 кВт/ч), а за полный 2017 год – 117,2 млн гривен (1,97 гривен за 1 кВт/ч).

В “Киевгорсвете” также отметили, что не ведут отдельных подсчетов потребления праздничной иллюминации на улицах.

Как писала KV, столичные власти уверяют, что в городе продолжается кампания по оборудованию улиц города LED-освещением. В 2018 году выполнено около 17% работ и освоено почти 156 миллионов гривен. В августе прошлого года директор КП “Киевгорсвет” Владимир Круценко заявлял, если такой темп и финансирование сохранится, всё освещение в столице будет заменено на LED через пять лет.

При этом в 2017 году руководство Киевской горгосадминистрации (КГГА) брало на себя обязательство заменить на столичных улицах 44,3 тыс. ртутных и натриевых светильников внешнего освещения на экономичные - светодиодные. С этим заданием КП “Киевгорсвет” в 2017-м справилось на 3% - заменило в Киеве на экономные только 1,33 тыс. светильников на трех улицах Киева.

Также напомним, что в Днепровском районе столицы установили семь автономных светильников на солнечной энергии, которые работают без подключения к электросетям и тарификации за использование электроэнергии. Этот проект реализовали в рамках “Общественного бюджета-2”.

КП “Киевгорсвет” находится в подчинении Департамента транспортной инфраструктуры. Его с 4 декабря 2018 года, после увольнения по соглашению сторон Сергея Симонова, временно, до назначения нового руководителя, возглавляет Иван Шпилевой» («КиевВласть»).

Лого