Нас уже
52 008
счетчик в режиме
реального времени
Всеобщее декларирование – стоит ли его опасаться?

Всеобщее декларирование – стоит ли его опасаться?

Разговоры о внедрении всеобщего декларирования доходов украинцев ведутся еще со времен «правления» Януковича. Сейчас же эта инициатива получила шансы реализоваться. Об этом сообщил представитель команды Владимира Зеленского, эксперт по вопросам налоговой и финансовой политики Данил Гетманцев; поддержал идею также новый глава Налоговой службы Сергей Верланов.

Команда нового президента Украины обещает амнистию капитала и удобное всеобщее электронное декларирование в формате «государство в смартфоне». Для адекватного правового государства всё это – привычное дело. Там граждане имеют хороший стимул декларировать свои доходы – это даёт им возможность уменьшить налоги, списав доходы на "затратную часть" (например, учёбу или лечение). Законопослушная уплата и декларирование доходов «дарят» шанс даже на полное списание налогов или налоговый кредит от государства! Люди в развитых странах знают -- при выполнении всех правил они получат до двух тысяч долларов, такой «бонус» и мотивирует их. По этой причине Международный валютный фонд оценивает теневую экономику в странах Евросоюза гораздо меньше, чем у нас – если в Украине это 42,9% суммарного ВВП, то, например, в Польше — 16,7%, а в Чехии — всего 10,5%.

Идея всеобщего декларирования корреспондируется с амнистией капиталов. Но дело в том, что такие меры имеют смысл только тогда, когда они направлены на выведение из «тени» прежде всего доходов олигархов и представителей большого бизнеса. Ведь, как известно, 10% населения владеют примерно 80% ВВП Украины – вот на представителей этих 10% и нужно в первую очередь направить инициативу. Ведь от «теневых доходов» крупных предпринимателей экономика страны теряет гораздо больше, чем от мелкого и среднего бизнеса. Например, берём промежуток времени с сентября 2015 по сентябрь 2018 – за этот период Украина экспортировала продукции пяти крупнейших товарных групп на $112 млрд. И $42 млрд из них ушли в офшоры. Потенциально это и есть объем «схемного экспорта» для уклонения от налогов.

К тому же, инициативу с декларированием стоит внедрять только тогда, когда уже введена диджитализация. Только при наличии ощутимых выгод, удобного и функционирующего (с чем сейчас есть проблемы!) «государства в смартфоне» и отсутствии бюрократии украинцы действительно пойдут на добровольное декларирование доходов.  Команда Зеленского обещает делать упор на электронный сервис, чтоб внедрить инициативу максимально безболезненно для граждан. Но пока неясно, как именно и кто будет администрировать проверку на уровне миллионов людей – это очень сложная и объемная задача. На данный момент нет концептуального видения дальнейших действий, а еще – требуются серьезные изменения во всей системе. Например, необходимо провести всеобъемлющую налоговую реформу, расширить базу налогообложения, постепенно снижать ставки.  Важно, чтоб у чиновников не было «соблазна» менять законодательство на уровне постановлений и распоряжений, когда они «кошмарят» предпринимателей, преследуя свои коррупционные интересы. Весь массив налоговых норм нужно кодифицировать – «правила игры» необходимо прописать в новом Налоговом Кодексе. Вся эта система должна быть гибкой, прозрачной и интуитивно понятной для людей. Только тогда со временем мы сможем приблизиться к передовым европейским государствам, где люди не прячут свои деньги «под подушку» или «в банку», опасаясь, что последнее отберут и ничего не дадут взамен!

С уважением, Экспертный совет УЗПУ

Далее предлагаем ознакомиться с материалом СМИ по этой теме:

«Украинцев заставят показать карман. Поможет ли всеобщее декларирование Украине

Команда новоизбранного президента Украины Владимира Зеленского уже огласила свои первые шаги в экономической политике. Среди них: амнистия капитала — проще говоря, добровольная возможность вывести из тени и без лишних вопросов от государства свои активы, заплатив небольшой процент от их оценочной стоимости, так и всеобщее электронное декларирование населения. Как это может работать на практике?

Что хотят внедрить

По словам советника Владимира Зеленского по экономике, финансам и налоговым вопросам Даниила Гетьманцева, уже разработан законопроект, который предполагает обязательное декларирование доходов и имущества всего населения, за исключением бюджетников. А 8 мая, в день своего официального назначения, эту инициативу поддержал и новый глава Налоговой службы Сергей Верланов.

Таким образом в правительстве планируют нивелировать возможность уклонения от налогообложения крупного бизнеса и олигархов: "Как? Автоматический обмен налоговой информацией, реальные изменения на таможне, ответственность за незаконное обогащение и т. д. Это — крупными мазами. Велосипед никто не изобретает. Все эти меры известны. Нужна лишь политическая воля их реализовать", — отметил Гетманцев.

При этом он добавил, что от всеобщего декларирования планируется освободить тех граждан, которые получают доходы исключительно от государства. Речь в том числе идет о неработающих пенсионерах.

Что же касается граждан, которые трудятся за границей, Гетманцев уточнил: их не будут обязывать декларировать доходы, так как они платили налоги не в Украине. "Всеобщее декларирование по нашему предложению не касается тех, кто получает доходы только от государства. В нем просто нет смысла. Если такой налогоплательщик не подает декларацию, он подтверждает, что никаких других доходов у него нет. Возможно, для кого-то это будет новостью, но подавать декларацию — это наша с вами конституционная обязанность", — написал Гетманцев на своей странице в Facebook.

Он подчеркнул, что в планах команды Зеленского нет так называемых непрямых методов контроля (по затратам), а значит, отчитываться перед налоговиками, откуда взялись деньги на дорогие покупки, не придется. "Налоговые методы непрямого контроля я не только не поддерживаю, но даже не упоминаю", — написал Гетманцев.

Что касается налоговой амнистии, то она, по его словам, будет касаться "всех, но не чиновников", потому что они "уже давно вывели свои капиталы и подают электронные декларации". Он также подчеркнул, что в проекте закона написано, что на доходы, полученные преступным путем, амнистия не распространяется.

Залезут в карман?

Самого законопроекта о всеобщем декларировании доходов, на который ссылается Гетманцев, в свободном доступе пока нет. Но сама идея всеобщего декларирования и амнистии капитала, которые в теории призваны побороть коррупцию и вывести экономику из тени, обсуждалась в Украине много раз. В этот раз у экспертов также есть скептицизм. "Исходя из заявления Гетманцева, можно сделать вывод, что речь идет об амнистии капитала и всеобщем декларировании доходов для всех. Но это не сработает. Понятно, что таким образом власти хотят повысить налоговые поступления, но в этом вопросе нарушена приоритетность. Почему человек, который не доверяет государству, должен перед этим же государством раскрываться? Особенно, когда бюджетные деньги расходуются неэффективно или и вовсе разворовываются", — сказал "Вестям" экономист Виктор Скаршевский.

По его словам, все предыдущие инициативы, которые касались внедрения всеобщего декларирования, содержали нормы уже упомянутого непрямого контроля. "Иначе просто нет возможности простимулировать население показать все доходы. Ведь если человек получает зарплату в конверте, он просто может не вносить ее в декларацию. Поэтому, вероятно, что в случае поддержки этой инициативы непрямые методы все-таки появятся. А это может быть и сверка по тратам банковских карт, и доносы соседей", — рассуждает Скаршевский.

Кстати, всеобщее декларирование в качестве контроля реальных доходов населения применяется во многих странах — в США, Германии, Франции, Швеции, Финляндии, Дании, Австралии, Чехии, Италии, Новой Зеландии, Сингапуре, Швейцарии и Чили. Но при этом, как говорит Скаршевский, в каждой отдельно взятой стране предусматриваются налоговые льготы и вычитки. "Всеобщее декларирование работает во многих странах, где есть доверие к государственным институтам. Ведь секрет успеха декларирования в тех странах, где оно есть, кроется в том, что люди сами заинтересованы показывать свои декларации, ведь могут рассчитывать на компенсацию из бюджета уплаченных налогов на образование или медицину. Еще один важный момент западной практики: физические лица не должны представлять декларацию, если их доходы не превышают определенную, свободную от налогообложения сумму. Для Германии это €9 тыс. в год, что на наши деньги составляет 22 тыс. грн в месяц, в Польше и Чехии — это эквивалент 3 тыс. грн в месяц. И если гражданин зарабатывает меньше этой суммы, то ему не то что декларацию подавать не нужно, он даже налоги платить не должен. В Украине же необлагаемый минимум составляет 17 грн. Это значит, что перед тем как внедрять декларирование, стоит привести в порядок налоговую систему и определить систему вычетов на медицину, образование и пр., как это реализовано в западных странах", — резюмировал Скаршевский.

"Украина пока не готова"

Что касается амнистии капиталов, то, по мнению экспертов, простому населению и стране этот шаг мало что даст. Как отмечает экономист Андрей Новак, с ее помощью власти рассчитывают вернуть в страну те капиталы, которые были выведены за границу. "Чтобы их легализовать, и было предложено заплатить с них 5% налога. Но я думаю, эта идея не будет иметь никакого эффекта. Потому что многие бизнесмены и так уже в большинстве своем легализовали свои капиталы и называть их незаконными уже нельзя", — отмечает Новак. В качестве примера эксперты приводят опыт Грузии, где в 2005 году была произведена амнистия капиталов под 1%. Тогда планировалось, что в страну удастся вернуть порядка $4 млн. Но в итоге в государственную казну поступило лишь $35 тыс.

В целом, как говорят эксперты, амнистия капиталов, как и всеобщее декларирование, — вещь нужная, но преждевременная. "Все мы понимаем, что бюджет расходуется неэффективно, а временами тупо разворовывается. В такой ситуации платить налоги вряд ли кто-то захочет.  Более того, все почему-то забывают об огромных административных расходах, которые требуются на содержание тех же баз или налоговиков. Логичнее было бы начать с реформирования налоговой политики и определения четких правил игры, которые будут понятны для налогоплательщиков. У нас очень сложная налоговая система. Государство забирает 1,5% военного сбора, 22% ЕСВ, более 18% НДС, плюс 20% с каждой потраченной гривни... А взамен мы получаем лишь новые коррупционные скандалы. Я думаю, что ближайшие десять лет Украина к этому не готова", — высказывает "Вестям" свое мнение адвокат Сергей Войченко» (vesti-ukr.com )

Лого