Нас уже
45 908
счетчик в режиме
реального времени
Украинская медреформа – какой у неё диагноз?

Украинская медреформа – какой у неё диагноз?

Квалифицированная диагностика – важнейший этап на пути к здоровью пациентов. Поэтому, одним из компонентов медицинской реформы от Минздрава стала трансформация вторичного уровня медицины, в частности программа «Бесплатная диагностика». Но, как часто происходит с украинскими реформами, идея – хорошая, а ее воплощение может свести все на нет. Так, Национальная Служба Здоровья Украины должна покрыть все расходы пациентов на диагностирование самых распространённых болезней. Вот только государственная тарификация на эти услуги в разы занижена – если сравнивать с рыночной стоимостью таких услуг. При таких условиях вряд ли частные медицинские учреждения смогут принимать участие в госпрограмме – для них это попросту невыгодно. Ведь за такие нещедрые государственные деньги просто невозможно провести качественное диагностирование! Похоже, чиновники Минздрава, правительство и депутаты так и не осознали, что дешевое не может быть качественным.

Менеджеры реформы оправдываются: мол у них нет рыночных данных по Украине относительно стоимости диагностик.  Но зачем тогда вводить реформу вслепую, не произведя надлежащего мониторинга и анализа цен на такие услуги? Ведь даже коммунальные медучреждения не смогут проводить качественные обследования по таким низким тарифам. Что уж тут говорить о частных клиниках, которые прежде всего считают рентабельность предоставляемых услуг? Их представители только лишь разводят руками. Они бы и рады поучаствовать в госпрограммах, проводя качественную диагностику и определяя точные диагнозы, но ведь они не будут работать себе в «минус»! Руководители частных медучреждений предлагают Минздраву провести конструктивный диалог для установления реальных, а не заниженных тарифов на эти услуги. Но, похоже, чиновники министерства не спешат идти навстречу медицинскому бизнесу.

Пока коммуникация в данной сфере будет налажена из рук вон плохо, то ни о каких позитивных изменениях не может быть и речи. На данном этапе реформа вводится непродуманно, без тщательных маркетинговых расчетов и анализа рынка медуслуг. Именно поэтому есть угроза, что программа «Бесплатная диагностика» остановится, так толком и не начавшись.

С уважением, Ваш президент УЗПУ Олег Титамир.

Комментарий по этой теме Организации защиты прав потребителей дала глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения, народный депутат ВРУ, общественный деятель Ольга Богомолец.

«Сегодня государство сняло с себя ответственность за жизни людей. На основании нового закона оно гарантирует бесплатного семейного врача, терапию, экстренную помощь. А все остальное, то, что уносит жизни, переложено на плечи самих больных.

Есть ли смысл сейчас вводить раннюю диагностику? Уже 10 лет в Украине работает такой проект как «День меланомы». Я его начала 10 лет назад, когда поняла, что смертность от меланомы в Украине высока. За 10 лет мы обучили сотни врачей, научили население, как проводить раннюю диагностику. И за следующие 5 лет мы на 15 процентов сократили смертность. То есть увеличили продолжительность жизни.

Мы можем сейчас диагностировать тысячи, десятки тысяч случаев рака молочной железы. А если государство финансирует 30 процентов от потребности, что людям делать?

Сегодня превалирует либеральная модель. Давайте все приватизируем, давайте богатые будут идти в частные клиники, а бедных пусть становится меньше или пусть они думают, как им стать богатыми. Это либеральная модель. Я ее не разделяю. Я - за построение социально справедливой модели.

 «Бесплатная диагностика» -- очень важная и очень нужная для людей программа. Больной человек, который имеет серьёзную болезнь и не имеет средств - должен получить государственную поддержку. Реализована эта программа абсолютно нелепо. Надо понять, что необходимо сделать на уровне государства.»

Далее предлагаем Вам ознакомиться с выдержками из статьи на эту тему, опубликованной в журнале «Фокус»:

«На 1 июля 2019 года запланирован старт нового этапа медицинской реформы. С этого дня ряд диагностических процедур для украинцев будет бесплатным.

Государственная программа «Бесплатная диагностика» предусматривает проведение пилотного проекта, во время которого будут реализованы государственные медицинские гарантии по лабораторным исследованиям и диагностическим процедурам. Медицинские анализы и манипуляции будут оплачиваться за счет госбюджета через Национальную службу здоровья  Украины. Правда, принцип оплаты будет несколько иной, чем на уровне первичной медпомощи. Семейный врач получает капитационную ставку (370 грн.) за определённый период за каждого пациента, с которым у него подписана декларация. При этом ставка выплачивается независимом от того, обращался в этот период пациент к врачу или нет. В случае же с программой «Бесплатная диагностика» НСЗУ собирается платить клинике за каждую проведённую конкретному пациенту процедуру или анализ.

В программу войдут 12 новых анализов, 16 инструментальных исследований и ряд эндоскопических манипуляций. Планируется, что бесплатными для пациентов будут маммография и 5 видов рентгена – грудной клетки, суставов, позвоночника, костей, околоносовых пазух.

Перечень медицинских услуг, включенных в программу, формировался исходя из двух факторов, сообщил руководитель НСЗУ Олег Петренко. Во-первых, обследование должно быть значимым для практики семейного врача, терапевта или педиатра, чья главная задача – профилактика серьезных заболеваний. Во-вторых, эти обследования и анализы направлены на раннее выявление заболеваний, которые лидируют в структуре смертности.

Стоимость программы «Бесплатная диагностика» -- 2 млрд. грн. Именно такая сумма предусмотрена в госбюджете на 2019. Это не очень много по сравнению с финансированием первичного уровня медицинской помощи, куда будут направлены 15, 3 млрд. грн. Но в Минздраве рассчитывают, что на бесплатную диагностику пойдут только те, кому будет недостаточно предусмотренных в первичке анализов и обследований.

Минздрав сформировал предварительный прайс, по которому руководство в лице НСЗУ собирается оплачивать вторичный уровень медпомощи. Цены 12 анализов, которые войдут в программу, составят от 29 до 120 грн. Рентген – от 82 до 134 грн. Стоимость эндоскопических манипуляций и интервенций, в том числе пункций и биопсий, составит 195 -1975 грн. Если сравнить предложенный ценник с данными портала doc.ua по одному из крупных региональных центров, то можно увидеть, что на рынке существуют совсем другие цены.

Гендиректор медицинского дома OdrexТигран Арутюнян убежден, что анонсированные цены очень занижены. Очевидно, считает он, при ценообразовании государство исходило не из коммерческой себестоимости, а из того, какой суммой располагает бюджет.

По расчетам гендиректора компании Ilaya Алексея Шершнёва, некоторые предложенные тарифы почти в 6 раз ниже реальной стоимости медуслуг. Применение тарифов, размер которых ниже себестоимости, ставит под сомнение участие приватных медучреждений в программе. Однако коммунальные учреждения здравоохранения, которым доступны дотации местных бюджетов на покрытие коммунальных и других расходов, смогут работать по таким тарифам.

Тигран Арутюнян подчеркивает, что медицинская услуга, которую оказывают ведущие частные клиники, отличается определённым уровнем качества. Например, если пациент получает наркоз, то это наркоз самого высшего качества. Если же проводить наркоз в тех ценовых рамках, которые предлагает Минздрав, клиника будет вынуждена использовать самый дешевый препарат, который может вызывать побочные эффекты, и пациенты будут тяжело переносить манипуляцию.

«Мы позиционируем себя как компанию, которая имеет высокие стандарты на рынке медицинских услуг, и снижение стоимости будет означать для нас или снижение стандартов качества, или работу в убыток», - рассуждает Арутюнян. По его словам, клиника заинтересована принимать участие в госпрограммах, но пока не определила для себя, как именно это можно сделать.

Алексей Шершнёв тоже надеется на диалог с Минздравом и пересмотр тарифов. По его мнению, выходом может стать введение сооплаты, когда часть стоимости покрывает государство на уровне установленных им тарифов, а часть компенсируется из других источников. Ими могут быть как деньги пациентов, так и платежи от страховых компаний, местных бюджетов, благотворительных фондов или даже хозяйствующих субъектов, которые могут оплачивать расходы своих сотрудников.

В настоящее время, поясняет он, частные клиники, присоединившиеся к реформе, находятся в неравных условиях по сравнению с клиниками бюджетными: они сами платят налоги, за свои деньги покупают оборудование, расходники и лекарства, сами оплачивают коммунальные платежи. Но при этом не имеют права выписывать рецепты по программе реимбурсации. Если в частной клинике сломается УЗИ, то она сама будет искать на него деньги, в то время как коммунальное медучреждение обратится к местному совету  и получит от него средства. Небольшая уступка для частного медбизнеса, по мнению представителей этого бизнеса, не является признаком социальной и классовой несправедливости.

Ожидать, что частным клиникам позволят применять сооплату в программах, которые финансирует бюджет, вряд ли стоит. В данном случае более реальным видится вариант пересмотра тарифов в сторону повышения.

Можно прийти к выводу, что предложенные суммы ориентированы в первую очередь на коммунальные и государственные медучреждения, бюджетные клиники, которые при любой  реформе будут дотироваться из бюджета. Но даже бюджетные клиники, которые входят в реформу, не смогут покрыть затраты на некоторые исследования, себестоимость которых выше предложенных тарифов» («Фокус»).

В статье использованы материалы: https://www.facebook.com/events/475530022951828/  

https://www.facebook.com/olgabogomolets

Лого