Нас уже
34 372
счетчик в режиме
реального времени
Почему на украинских дорогах опасно?

Почему на украинских дорогах опасно?

Украинская инфраструктура дорог в настоящее время находится в весьма печальном положении. На сайте Министерства инфраструктуры можем найти информацию о том, что из-за ограниченного финансирования около 90% автомобильных дорог общего пользования не ремонтировали более 30 лет. Эти дороги (169,6 тыс. км) не отвечают современным требованиям как по прочности (39,2%), так и по ровности покрытия (51,1%). Также внимания требуют искусственные сооружения и мостовые переходы -- 1 865 из них требуют срочного ремонта.

Все это свидетельствует о том, что данной сфере нужно уделить особое внимание и найти достаточное финансирование, причем срочно. Ведь из-за неспособности власти привести в порядок дорожную инфраструктуру, на дорогах создается повышенная опасность для граждан.

Как известно, в 2016 году выделенных государством 10 млрд. грн. хватило только на ремонт 1% дорог. С 2018 года заработал Дорожный фонд, так что на все дороги Украины в 2018 году было выделено 47 млрд. гривен. Треть средств было потрачено на ремонт областных дорог. Но, по словам экспертов, минимальная годовая потребность для выполнения ремонтно-строительных работ составляет 50 млрд. грн. Однако, этой суммы недостаточно для построения новых дорог, поэтому подавляющее большинство работ сводится к ремонту и «латанию» ям. Вообще же, на создание современной дорожной инфраструктуры, по подсчетам специалистов, необходимо 1 триллион гривен (а это примерно равно доходной части госбюджета на 2019).

В этой ситуации нужно активнее привлекать инвестиции в дорожную сферу, средства международных финансовых организаций, в конце концов, мотивировать инвесторов возможностью брать построенные ими дороги в концессию. На сегодня известно, что Мининфраструктуры совместно с Европейским инвестиционным банком определили ряд проектов-победителей - для улучшения дорожной инфраструктуры в 10 городах Украины. Но это - «капля в море». С нынешними темпами финансирования Украина построит качественную дорожную инфраструктуру не ранее, чем через 20 лет. Поэтому задача государства в этой сфере - увеличить финансирование, по крайней мере в 2-3 раза, а также ввести механизм контроля качества. Поскольку, качественные и комфортные дороги - это вопрос безопасности и жизни украинских граждан.

С уважением, Ваш президент УЗПУ Олег Титамир

Ниже приводим интервью на эту тему с Виктором Козорезом, вице-президентом ОО «Общество участников движения», Виктором Загребой, советником министра инфраструктуры Украины и Константином Баранюком, главным специалистом отдела городского управления транспорта.

«В течение прошлого года на украинских дорогах погибли более 3,4 тысячи человек, а за 9 месяцев этого года - почти 2,3 тысячи. Специалисты утверждают, что во многом на количество ДТП со смертельным исходом влияет наша дорожная инфраструктура. Не видно знаков, нет разметки, пешеходные переходы не освещены ...

- Что не так с инфраструктурой украинских дорог?

В. Козорез:

- Типичная ситуация сегодня: через дорогу с интенсивным движением проложен пешеходный переход, который не освещается. Водители часто не видят пешеходов, случаются смертельные ДТП. Пример из украинской реальности. Мы делали общественный аудит безопасности дорожного движения дороги Харьков-Ахтырка, ремонт которой обошелся в 1 млрд. грн. Дорожное покрытие и обочину отремонтировали качественно, но в смету не заложили деньги на мероприятия, которые бы способствовали повышению уровня безопасности движения. Эта дорога проходит через ряд населенных пунктов, где нужно снижать скорость движения транспорта. На днях в посёлке Солоницевка на Харьковщине, где установлены на въезде дополнительные знаки об ограничении скорости, автомобиль сбил двух человек на пешеходном переходе, который не освещался. Мы об этом предупреждали балансодержателя дороги и полицию. Направили результаты нашего аудита. Однако никто не отреагировал.

В больших городах тоже никто системно не занимается безопасностью движения на дороге. Светофоры и знаки есть, поэтому считается, что все хорошо. Однако ситуация на дорогах может меняться - например, дерево вырастет и закроет знак или обзорность, киоск откроют на перекрестке и он закроет угол обзора. Не может так быть, чтобы знак стоял на одном месте 25 лет!

Часто у нас также не используют временную разметку (желтого цвета), где это нужно. Дорожники ошибочно считают, что знаков и светофоров вполне достаточно, чтобы водители могли ориентироваться в дорожном движении. Но это не так.

В. Загреба:

- На отремонтированных или старых дорогах не заменяют дорожные знаки и столбцы на обочинах. Во многих случаях они устарели, ночью их не видно, потому что не отсвечиваются.

- Что нужно сделать, чтобы улучшить безопасность дорожного движения в Украине?

- Есть соответствующие инженерные решения, которые побуждают водителей ехать медленнее. К примеру, кольцевые перекрестки, когда водитель не сможет проехать в любом направлении со скоростью большей 40 км. за час.

Ширина и конфигурация полос также влияет на безопасность движения. Узкие полосы, которые постоянно меняют траекторию, способствуют тому, что водители едут медленнее. Новые строительные нормы теперь позволяют делать полосы движения шириной менее 3,75 м.

Кроме того, обустраиваются островки безопасности посреди дороги. Они выделены дорожными знаками и разметкой и заставляют водителей их объезжать, соответственно, тоже уменьшая скорость.

К. Баранюк:

- К слову, "лежачие полицейские" не считаются эффективными. Обычно водители проезжают их, увеличивая скорость, а на соседние идет дополнительное вибрационное нагрузки.

В. Козориз:

-- Эффективным мог бы быть аудит безопасности дорожного движения. Хотя еще в 2010 году по европейскому образцу у нас была разработана Методика проведения аудиторских проверок по безопасности дорожного движения на стадии эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, и по сей день она не заработала.

Система аудита безопасности дорожного движения - это выявление скрытых и потенциальных рисков на дороге еще до того, как там может произойти авария. Например, специалисты осматривают дорогу и видят, что на этом участке при плохой видимости в ночное время может произойти ДТП. Поэтому об этом сообщают в соответствующие структуры и там обустраивают освещение и другую инфраструктуру, которая способствует безопасности движения. Учитывая выводы специалистов после обследования дорог, в смету их реконструкции или ремонта должны закладывать отдельным пунктом меры по повышению безопасности движения. Однако до сих пор в Украине действует другая практика - комиссионное обследование дорог или выявления мест концентрации ДТП ...

- Как на практике вносятся изменения в организацию дорожного движения?

К. Баранюк:

- Они согласовываются городской комиссией по безопасности дорожного движения или вносятся при проектировании реконструкции дороги. Именно эта комиссия обращается с поручением к балансодержателю дороги (изменения организации дорожного движения должны согласовываться с владельцем дороги и соответствующим органом полиции). Балансодержатель заказывает выполнение работ у организаций, которые на этом специализируются. Впоследствии комиссия должна получить отчет о выполнении решения»( еженедельник «Экспресс»).

Лого