Нас уже
53 345
счетчик в режиме
реального времени
Как нарушают права онлайн-покупателей?

Как нарушают права онлайн-покупателей?

Четверть компаний из числа наиболее популярных e-commerce нарушают права потребителей. Шесть из 25 торговых площадок не указывают на сайте компанию, форму организации бизнеса и код ЕГРПОУ, позволяющий идентифицировать компанию в случае претензий покупателя.

Пока в Европе стараются урегулировать онлайн-торговлю и обеспечить максимальную защиту прав онлайн-покупателей, в Украине любые покупки в сети остаются в зоне риска. Отечественные потребители далеко не всегда могут быть уверены до конца, что онлайн-покупка состоится и удовлетворит их запрос!

 «О какой ответственности может идти речь в Украине, если даже крупнейший онлайн-ритейлер в стране, декларирующий на своем интернет-сайте «воплощение маленькой мечты и грандиозных планов миллионов людей», не сообщает этим людям на том же сайте название компании, которая стоит за популярной торговой маркой?

Примеру ритейлера следуют и другие известные интернет-магазины. Это подтверждает мониторинг наиболее посещаемых интернет-магазинов Украины: шесть из 25 торговых площадок не указывают на сайте компанию и форму организации бизнеса. Отсутствует там и код ЕГРПОУ, идентифицирующий компанию на случай претензий со стороны потребителя. Получается, многие онлайн-сделки строятся больше «на доверии» потребителей к продавцам!

Посещаемость данных магазинов в марте этого года составила 111 млн заходов, при этом практически половина из них – 50,3 млн посещений – пришлись именно на неидентифицированных продавцов. По сути, это означает, что около 50 млн раз только за один месяц были нарушены права посетителей этих интернет-магазинов. Ведь отсутствие информации о продавце лишает потребителя возможности знать, кто непосредственно ему продает товар, и защитить свои права в случае необходимости.

Только за 2,5 месяца жесткого карантина на одной платформе был создан 1 271 новый интернет-магазин. Как посчитать всех, кто ведет коммерческую деятельность в Интернете, ведь интернет-магазин в Украине – это до сих пор «витрина для товара», а не место торговли.

Какой механизм выберет государство, неизвестно. Возможно, это будет блокировка сайтов-нарушителей, или реестр интернет-магазинов с добровольной регистрацией, или идентификация через модное приложение «Дія». Однако инструмент упорядочивания онлайн-хаоса должен быть выработан, ведь пока его нет, сетевые мошенники могут продолжить свою незаконную деятельность

Эксперты акцентируют на том, что именно совокупность проблем ставит перед Украиной задачу – в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС имплементировать Директиву №2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2011 года о правах потребителей.

Этой Директивой как раз определены механизм защиты прав потребителей в сфере электронной торговли, гарантии покупки-продажи товаров в сети Интернет, использования права отказа потребителя от приобретенного товара, гарантии возврата средств потребителю при расторжении договора.

 

В соответствии с ней Минэкономики разрабатывает новую редакцию закона «О защите прав потребителей». Законопроектом предусматриваются требования к информации, которая должна указываться на сайте интернет-магазина о субъекте хозяйствования с целью его идентификации, и ответственность за непредоставление такой информации. По словам представителей властей, мнения экспертов будут учитываться специально созданной рабочей группой, в которую вошли также общественные организации и бизнес-ассоциации. Со своей стороны, мы очень надеемся, что в этот раз к экспертам действительно прислушаются, а не позовут их «для галочки». Ведь только с их помощью можно грамотно выстроить систему защиты прав потребителей в сфере e-commerce?

 

Лого