Нас уже
48 817
счетчик в режиме
реального времени
Готова ли Украина к новому рынку электроэнергии?

Готова ли Украина к новому рынку электроэнергии?

Новый рынок электроэнергии в Украине вызывает у экспертов отрасли серьезные опасения. Он заработает уже с 1 июля, и, по прогнозам, может спровоцировать внезапный рост цены на электроэнергию. Дело в том, что это нововведение предусматривает определение стоимости электроэнергии на якобы рыночных условиях, а значит, независимый государственный регулятор (Национальная комиссия по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП)) не сможет оказать влияние на ценовую политику.

Поскольку пока данная сфера олигархизирована и тотально монополизирована, цена на электроэнергию может подняться от 30% до 250% по сравнению с действующей. А это значит, что доступ многих граждан к электроэнергии, без которой фактически нельзя обойтись, будет крайне затруднен из-за непомерно высокой стоимости. Вопрос для многих украинцев стоять будет очень остро: оплатить электроэнергию или, например, накормить семью и приобрести лекарства?

На первый взгляд, законопроект №4493 о рынке электрической энергии Украины -- прогрессивная инициатива. Ведь он, в теории, мог бы помочь создать новый конкурентный рынок, увеличить количество участников, дать возможность потребителям самостоятельно выбирать генератора электрической энергии. Ожидается, что крупные промышленные потребители электроэнергии смогут покупать ее напрямую у производителя, без посредников. Малый же бизнес и бытовые пользователи такой возможности будут лишены, поскольку львиную долю розничного рынка электроэнергии контролирует известный олигарх. Впрочем, со временем, после возникновения трейдеров и производителей и увеличения конкуренции между ними, цена на электроэнергию может снизиться, а качество - улучшиться. Как известно, именно конкуренция - двигатель прогресса. Но, как всегда в Украине, любую положительную инициативу властям удается перекрутить и опорочить.

Вернемся в далекий 2013 год - именно тогда был принят закон №663 "Об основах функционирования рынка электрической энергии Украины". В нем было четко прописано «1 июля 2017 - дата ликвидации ГП« Энергорынок », что покупает весь объем энергии у всех производителей, усредняет стоимость, уменьшая влияние больших цен, в частности тепловой генерации, за счет атомной генерации.

Конкурентная среда на рынке электроэнергии должна была появиться еще в 2015 году. Но, по словам руководителя сектора «Энергетика» BRDO Алексея Оржеля, ни одно из требований закона №663 в реальности выполнено не было. Биржа не заработала, рынок двусторонних контрактов не был создано, а предприятие ГП "Энергорынок" не смогло привлечь кредиты на кассовые разрывы между генерацией и потребителями (ведь имело дату "последнего дня работы"). Все это указывает на то, что основания для нового энергетического рынка не были созданы, а значит - страна совершенно не готова к внедрению такой актуальной инициативы. Но - июль приближается, остается только надеяться на то, что в конце концов всё же будет обеспечена здоровая конкуренция. И что наконец прекратятся постоянные повышения цен, которые обосновываются определенными загадочными "рыночными" механизмами.

С уважением, Экспертный совет УЗПУ

Далее предлагаем Вам ознакомиться с материалом СМИ на эту тему:

«Украинский блэкаут, или Сколько будет стоить электроэнергия после 1 июля

С 1 июля должен заработать новый рынок электрической энергии. Это может спровоцировать неконтролируемый рост цены и фактически оставить потребителей без энергии.

Вскоре новоизбранный президент будет принимать присягу. А уже через месяц его ждет серьезное "испытание".

Сотни тысяч потребителей могут остаться без электроэнергии. Это не шутка и вот почему.

Сейчас вы как потребитель не можете выбирать у кого покупать электроэнергию - в НАЭК "Энергоатом" или в "ДТЭК". То есть конкуренция на рынке отсутствует.

В таких условиях производитель потенциально может установить ту цену, которую захочет по принципу "не хочешь - не покупай".

Поэтому цену на электроэнергию контролирует независимый государственный регулятор - Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКП).

С 1 июля должен заработать новый рынок электрической энергии предусматривает определение стоимости электроэнергии на рыночных условиях.

Это означает прекращение полномочий НКРЕКП по ценовому регулированию. И это может спровоцировать неконтролируемый рост цены и фактически оставить потребителей без энергии.

Оптимистический сценарий - цены вырастут на 30% от действующего на момент внедрения рынка уровня, только за счет изменения подходов к ценообразованию.

Пессимистический - на 250%, несмотря на олигопольной структуру рынка, низкую эластичность спроса и опыт внедрения аналогичной рыночной модели в постсоциалистических странах.

Многих реализация этого сценария отбросит за грань выживания.

Почему мы думаем, что цены поднимутся?

1.Олигопольная структура рынка генерации: совокупная доля 5 крупнейших субъектов составляет более 90%, в т.ч. доля "Энергоатом" - около 56%, ДТЭК - 30%, "Укргидроэнерго" - 7%, "Центрэнерго" - 4%, "Донбассэнерго" - чуть меньше 2%.

При этом импорт, который мог бы составить конкуренцию отечественным производителям, невозможен по техническим причинам.

2. Доминирование в сфере регулирующих мощностей - ДТЭК принадлежит 70% от совокупного объема мощностей ТЭС, а именно эти электростанции обеспечивают балансирование объемов производства электроэнергии с имеющимся спросом.

3. Монополисты имеют стимулы наращивать цену за стабильный спрос на электроэнергию, как на товар первой необходимости.

4. Отсутствие реальных ограничений и работающих инструментов защиты потребителей.

Так вот. В первые дни / недели / месяца работы нового рынка энергокомпании будут "прощупывать" эластичность спроса повышая цену.

Поскольку и бытовые потребители, и малые небытовые привыкли рассчитываться за электроэнергию постфактум, то в первый месяц работы они скорее всего не будут следить за тем, что происходит с оптовым ценам. Но в конце месяца получат большие счета.

Эти суммы могут быть настолько большими, что потребитель откажется платить. Таких будут сотни тысяч, соответственно долги за электроэнергию вполне реально могут измеряться миллиардными суммами.

С учетом уже накопленных долгов на рынке в 35 млрд грн., перспективы веерных отключений и перебоев энергоснабжения выглядят более чем реалистичной.

Почему так произошло?

Дело в том, что ключевым элементом нового рынка должна стать конкуренция, которая сдерживает генерирующие компании устанавливать заоблачные цены, а поставщиков электроэнергии стимулирует миксовать дешевую электроэнергию (долгосрочные контракты) с дорогой (суточные покупки).

Для этого государству достаточно было создать справедливые правила игры и контролировать, чтобы поставщики или генерирующие компании не сговорились между собой.

Сделать это можно было одним из следующих способов: - разбить существующую олигополию, в частности из-за разделения крупных генерирующих компаний;

- привести новых сильных игроков, в том числе через открытие полноценного импорта и интеграцию с европейской энергетической системой;

- создать сильный антимонопольный орган и независимый регулятор, который способен был бы адекватно реагировать на нарушения конкуренции.

Однако ни один из них не внедрена. На момент запуска нового рынка мы по факту имеем:

1) две генерирующие компании (ДТЭК и Энергоатом), которые будут контролировать рынок на фоне слабого антимонопольного законодательства;

2) отсутствие механизмов контроля и наказания за злоупотребления игроков рынка;

3) повышение риска коллапса отрасли с соответствующими последствиями для экономики страны.

Я однозначный сторонник либерализации рынка электроэнергии, но учитывая вышеперечисленное, у меня возникает ряд вопросов. Знает кто-то из ответственных органов и должностных лиц, сколько будет стоить электроэнергия через день, неделю, месяц, год на каждом из сегментов рынка после 1 июля? Если так, то почему об этом еще не знает потребитель? Что планируется сделать, чтобы по состоянию на 1 июля на всех сегментах рынка была защищена конкуренция? Как должен защищаться потребитель, которому предъявлены счет в разы больше того, что он платит сейчас? »(« Экономическая правда »)

Лого