Нас уже
52 567
счетчик в режиме
реального времени
«Интернет»-мошенники: как обманывают украинцев?

«Интернет»-мошенники: как обманывают украинцев?

«Украинская организация защиты прав потребителей» ежедневно работает с жалобами и запросами десятков украинцев. Более того, мы неоднократно освещали эту тему в СМИ. Дело в том, что в последнее время участились обращения граждан по поводу интернет-мошенничества, причем, даже известные торговые платформы вроде «Prom.ua» не всегда способны защитить своих клиентов от мошенников! Увы, часть вины за это лежит не только на платформе, но и на самих потребителях – они склонны «верить на слово» и подчиняться требованиям продавца. А многие из них, конечно, падкие на такую «лёгкую добычу»! Например, злоумышленники могут запросить «солидный» задаток за товар (или даже 100% предоплату) и ловко оставить клиента ни с чем (или вернуть минимальную сумму, не соответствующую заплаченной). Они просто пропадают, не отвечают на звонки и меняют адреса! Как же уберечь себя от подобных неприятных случаев?

Во-первых, необходимо заказывать и покупать товары только через официальный ресурс. В случае конкретной платформы «Prom.ua», ресурс работает по принципу рынка, на нём могут продавать свои товары совершенно разные интернет-магазины. И, если клиент оплачивает покупку через «Prom.ua», то платформа выступает неким «гарантом сделки». Некоторые же пользователи пытаются сбить цену, «обходя» «Prom.ua» --- к сожалению, такие эксперименты далеко не всегда заканчиваются удачной сделкой.

Помните: связавшись с продавцом напрямую, вы, возможно, и выиграете в деньгах, однако, потеряете какие-либо гарантии. В данном случае официальная платформа не берет комиссию за операцию, но и никак не отвечает за то, доставили ли вам ваш заказ, хорошего ли он качества и т. д.  Читайте между строк: если вы «нарветесь» на интернет-мошенника, ритейл-платформа не станет на вашу защиту и юридических рычагов для возвращения денег у вас не будет. Еще один тонкий момент: лучше пользоваться услугами сертифицированных продавцов, ведь именно это --компании с высоким уровнем сервиса. Также тот или иной магазин можно проверить в государственном реестре юридических лиц и физлиц-предпринимателей (ФЛП) – и эти данные дадут исчерпывающую информацию о магазине.

 Надёжным «маркером» также могут стать полупустые, заброшенные или, наоборот, чересчур «свежие» социальные сети выбранного интернет-магазина. Например, если у страницы тысячи подписчиков, но крайне мало «лайков» или «комментариев», скорее всего, использовалась накрутка и так называемые «боты». А вот если подписчиков не очень много, но страница при этом «живая», с вопросами и ответами, вероятно, магазину можно доверять.  Кстати, комментарии и отзывы тоже многое могут рассказать о продавце: если они все, как один, позитивные, это тревожный звоночек. Либо собственник бизнеса плохие отзывы усердно чистит, либо покупает себе только хорошие, оставляя всех «недовольных» буквально «за бортом» наедине со своими проблемами и финансовыми потерями.

Далее, чтобы обезопасить себя, уже на этапе общения с продавцом скриньте и записывайте все данные. Как известно, «скрины не горят», они могут помочь вам добиться правды, если попадается «бизнесмен»-мошенник.  Можно ненавязчиво сообщить собеседнику, что вы сохраняете информацию – возможно, это «отобьет» у него охоту обманывать вас. Оплату же за товар лучше производить уже после получения и осмотра вещи в отделении почты – именно так вас крайне трудно станет обмануть в интернете.

С уважением, Экспертный совет УЗПУ

Далее предлагаем ознакомиться с материалом СМИ:

«Опасные покупки на Prom.ua: как украинцы массово становятся жертвами мошенничества

Заказал детскую мебель через популярный сервис Prom.ua и остался без денег и товара. А когда попытался предупредить других доверчивых покупателей, администрация сайта удалила негативную информацию. С такой ситуацией столкнулся киевлянин Евгений, которому заказ несуществующей мебели обошелся в 7 тыс. грн. Он удивлен, почему популярная площадка не спешит защищать покупателей.

Мы выяснили, что случай с Евгением – не единственный. Как мошенники "кидают" жертв через популярный сайт, что говорят в Prom.ua и как уберечься от покупок воздуха в интернете – разбирались журналисты OBOZREVATEL.

Обратился в киберполицию

Евгений обратился в редакцию OBOZREVATEL, чтобы предупредить украинцев о мошенничестве, жертвой которого он стал. Рассказал, что сайт Prom.ua выбрал не случайно – поверил рекламным слоганам о надежности.

"В начале октября жена на сайте нашла детскую мебель, но у нас были нестандартные размеры. Мы списались с продавцом, поговорили. Также я прочел о них отзывы, в которых было все хорошо. И после этого продавец предложил отправить ему на карту задаток – 7 тыс. грн. А уже готовый комплект обошелся бы в 20 тыс. грн." – рассказал подробности Евгений.

По его словам, дальше продавец долго "делал мебель", присылал неразборчивые фотографии. А последним сроком, когда заказ будет готов, назвал 13 декабря 2019-го. Но и тогда долгожданные шкафчики не были готовы. Тогда Евгений предложил вернуть деньги, и в середине января представитель фирмы переслал ему 1 тыс. грн.

"Я обратился в Prom.ua, написал им о произошедшем. А на сайте мебельной фирмы оставил отзыв. Денег вернуть не просил, предложил проверить эту контору, чтобы такого больше не повторилось. И сначала представители интернет-площадки повели себя корректно. Но объяснили: так как сделка была оформлена не через их сайт, ничем помочь не могут. И первый отзыв, который я написал об этих мебельщиках, какое-то время был виден покупателям. Но потом он пропал", – рассказывает Евгений.

Все попытки выяснить – почему его предупреждение удалили, ведь вопрос не решен, не увенчались успехом. Объяснили, что сделка была заключена не через сайт, поэтому никаких претензий быть не может.

"Но ведь сайт размещен был на их площадке. К тому же я Prom.ua предоставил все переписки, чек, подтверждение. При этом я видел еще один негативный отзыв, но и он исчез с сайта. Такое впечатление, что площадка подчищает недовольные отзывы клиентов. Я не мог заказать физически через них, потому что у меня другие размеры. Сейчас я обратился в Киберполицию", – возмущен Евгений.

Обновлено: 7 февраля Евгений сообщил нам, что после публикации OBOZREVATEL продавец вышел с ним на связь и вернул деньги.

Жалуются на удаление отзывов

При этом в сети описаны сотни подобных Евгению ситуаций. Например, на сайте Otzyvua из 1,5 тыс. комментариев про работу Prom.ua – почти тысяча негативных.

"Был куплен товар и оплачен по 100% предоплате на карту Приват. Вместо бренда, который указан на фото, приехал какой-то левак. Написал плохой отзыв продавцу, который прислал липу, чтобы предупредить других покупателей. А служба поддержки SKK отзыв удалила без объяснений", – написал в январе Дмитрий.

Отзывы покупателей на любой торговой площадке необходимы покупателям, чтобы принять правильное решение. Но на Prom.ua такие отзывы, как оказалось, просто удаляются службой поддержки. Все мои отзывы были на основе реальных заказов через кабинет покупателя. Сначала их просто не публиковали. После моего обращения в службу поддержки с вопросом, почему из моего кабинета на сайте исчезли не только эти самые отзывы, но и заказы, по которым они были сделаны, мне ответили, что все прекрасно, все опубликовано", - пишет пользователь, которая представилась Ниной.

Лого