Нас уже
52 221
счетчик в режиме
реального времени
Возрождение жилищно-коммунальной инспекции: давно пора

Возрождение жилищно-коммунальной инспекции: давно пора

Минрегионстрой разработал законопроект, который предусматривает воссоздание контролирующего органа в сфере ЖКГ – Государственной жилищно-коммунальной инспекции. Дело в том, что этот орган существовал несколько лет назад, пока тогдашняя власть его не ликвидировала – и непонятно, по каким причинам. Ведь жилищно-коммунальные услуги – это та сфера, где наиболее часто нарушаются права потребителей.

            Идеологи возрождения инспекции мотивируют этот шаг вступлением в силу с 1 мая с. г. нового закона «О жилищно-коммунальных услугах». Ведь там речь идет, в частности, о контроле качества предоставляемых услуг. В то же время, в законе не выписаны механизмы этого надзора над сферой и обеспечения санкций относительно предприятий ЖКХ за некачественные услуги. Ведь сейчас уровень защиты потребителей «коммуналки» сводится практически к «нолю».

Возьмем, например, Киев. Скажем, если потребитель увидел кучу не вывезенного мусора во дворе, то пожаловаться он может либо в обслуживающую организацию, либо позвонить на горячую линию КГГА 15-51. В первом случае коммунальшщики, скорее всего, отправят жалобщику формальную отписку (мусор уберут, но перерасчет оплаты в сторону уменьшения не сделают). При втором сценарии, потребитель так и не сможет дозвониться: он окажется каким-то сотым в очереди, и чтобы наконец-то связаться с оператором, нужно будет просидеть на телефоне от часа до полдня. По сути, чтобы получить компенсацию за немотивированное отсутствие горячей воды, или же за неудовлетворительную уборку придомовой территории, человеку приходится безрезультатно ходить по «замкнутому кругу» столичной бюрократии. Кстати, не обращал ли на это внимание мэр Кличко, который так любит хвастаться перед киевлянами парками, скверами и туристическим мостом?

Главное, чтобы новосозданная ЖК-инспекция стала защитников прав и интересов потребителей перед коммунальными монополистами, а не наоборот. И чтобы ее чиновники избежали коррупционных соблазнов, с которыми за последние годы ассоциируется деятельность практически всех государственных органов.

С уважением, Экспертный совет УЗСП

 

            Далее предлагаем Вам ознакомиться с материалом на эту тему, опубликованном в издании “UBR”:

«В Украине предлагают создать Государственную жилищно-коммунальную инспекцию. Соответствующая инициатива изложена в проекте закона Минрегионстроя «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного контроля (надзора) в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Предполагается, что появление нового контролера повысит качество жилищно-коммунальных услуг и будет контролироваться обоснованность тарифов. Потребители же получат орган, куда можно будет обратиться в случае нарушения их прав в сфере ЖКХ.

После того как в 2011 году была отменена жилищно-коммунальная инспекция, в Украине фактически отсутствовал центральный орган, который осуществлял бы государственный контроль в сфере ЖКХ.

До сих пор потребители не имеют четкого понимания куда направлять свои жалобы, зачастую адресуя их руководству коммунального предприятия, которое эти же услуги и предоставляет.

«Инспекция может стать независимым арбитром в решении споров между потребителем коммунальных услуг и их поставщиками», — отметил UBR.ua адвокат ЮК Riyako&Partners Николай Максимов.

С учетом децентрализации и вступления в силу новых законов, а в первую очередь это законы «О ЖКХ» и «О коммерческом учете», наличие такой организации стало просто необходимым, говорят эксперты.

«Создание данной комиссии предусматривает контроль как за выполнением своих обязанностей компаний по предоставлению услуг, так и со стороны потребителя. Также усиливается контроль за действиями органов местного самоуправления со стороны выполнения законов в сфере ЖКХ. Главное при создании контролирующих органов нового типа — это, чтобы они не превратились в очередной коррупционный орган, который будет обирать простых граждан и работать на монополистов», — заметил в беседе с UBR.ua председатель комитета ЖКХ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.

По задумке авторов законопроекта, ЖКХ-инспекция должна осуществлять контроль над тем, чтобы и потребители, и поставщики жилищно-коммунальных услуг, соблюдали требования законов, нормативов, стандартов и т.п., а также заключенных между ними договоров об обслуживании.

«Должностные лица инспекции будут иметь право проводить проверки и выносить предписания как коммунальным, так и частным предприятиям, которые предоставляют населению соответствующие коммунальные услуги», — говорит Николай Максимов.

В частности, надзор будет осуществляться в таких сферах:

1.      тепло- и водоснабжения, водоотведения;

2.      обращения с отходами;

3.      благоустройства населенных пунктов;

4.      захоронений (контроль за соблюдением стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере погребения);

5.      предоставления других жилищно-коммунальных услуг.

 

У жилищно-коммунальной инспекции будет широкий перечень полномочий. Инспектора будут вправе требовать устранить любые нарушения законодательства в сфере предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг. Для этого они смогут назначать экспертизу, техническую диагностику оборудования, собирать пояснения, документы и материалы.

«Если будут выявлены нарушения законодательства, инспектора вправе направить обязательные требования (предписания) нарушителям, а также применить штрафные санкции. И, как крайний случай, передать органам досудебного расследования материалы, относящиеся к их компетенции. Инспекторы получат беспрепятственный доступ к объектам жилищно-коммунальных услуг», — рассказала UBR.ua партнер АО «Юрис Феррум» Надежда Гниздовская.

Размеры штрафов варьируются в зависимости от конкретного вида правонарушения и лица, совершившего его (для должностных лиц штрафы больше). В среднем штрафы за нарушения в сфере ЖКХ предусматриваются в размере от 20 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 340 грн. до 5 100 грн.). Есть и исключения.

Например, за самовольное подключение к системам централизованного водоснабжения и водоотведения, отопления и снабжения горячей воды предусмотрен штраф в размере от 1 до 2 тысяч необлагаемых минимумов для граждан (от 17 000 грн. до 34 000 грн.) и от 2 до 3 тысяч необлагаемых минимумов для должностных лиц (от 34 000 грн. до 51 000 грн.).

«Новый проект закона предусматривает, что должностные лица Государственной жилищно-коммунальной инспекции смогут самостоятельно составлять протоколы, рассматривать дела и накладывать административные взыскания за нарушения в сфере ЖКХ. Это позволит Государственной жилищно-коммунальной инспекции более оперативно реагировать на нарушения в сфере ЖКХ», — резюмировала Гниздовская».

 

Лого