Нас уже
48 699
счетчик в режиме
реального времени
Когда закончится всевластие газового монополиста?

Когда закончится всевластие газового монополиста?

Газовая сфера в Украине требует особенно тщательного контроля  правоохранительных органов и внимания общественности, СМИ. Ведь именно с ней в последнее время связаны наиболее вопиющие ситуации. То целые города сидят без отопления - почти до введения чрезвычайного положения, то люди находят в платежках «космические» суммы за неиспользованный газ, то ловкие дельцы перепродают топливо по ценам как для населения - промышленной сфере. Все это указывает на то, что «неестественный» монополист «Нафтогаз» имеет практически неограниченную власть, на него даже не влияет Кабмин.

Дело в том, что монополисту крайне невыгодна конкуренция в газовой сфере, в последнее время он даже пытается вытеснить с рынка облгазсбыты и другие предприятия. Однако, именно конкуренция, равный доступ к газотранспортным сетям способны мотивировать поставщиков предлагать потребителю более низкие цены и лучшее качество услуг. К тому же, это в разы уменьшит нагрузку - в виде многомиллиардных субсидий - на налогоплательщиков и на бюджет страны.

К руководителю «Нафтогаза» существует много неприятных для него вопросов. Например, почему до сих пор тормозится «анбандлинг» (разделение монополиста на несколько предприятий по добыче, поставке, транспортировке и продаже) - как этого требует Третий энергетический пакет ЕС? И почему эта государственная компания действует только в интересах собственного бизнеса, а социальная функция отбрасывается «за ненадобностью»? Если же послушать главу «Нафтогаза», то ответов на эти вопросы не услышишь. Зато, бравурно и патетически описываются грандиозные успехи монополиста. Впрочем, у большинства украинцев  возникает ключевой вопрос: а нужна ли такая структура вообще в ее нынешнем виде - которая ничего не производит, а только снимает монопольные сверхприбыли на газовом рынке?

С уважением, Ваш президент УЗПУ Олег Титамир

Далее приводим выдержки из авторской колонки председателя правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева для онлайн-издания «Экономическая правда».

«Победа над Газпромом в Стокгольме стала достижением года, беспрецедентным событием в масштабах всей Европы. Нам удалось доказать несправедливость применения принципа "бери или плати" в том виде, как того хотел "Газпром" (а их требования составляли 56 млрд. долларов) и снизить цену на российский газ до европейского уровня.

Более того, Украина выиграла 4,6 млрд. долларов и уже получила 2,1 млрд. долларов по этому решению. Поскольку Газпром по политическим причинам отказывается платить остальное - мы последовательно арестовываем его активы в Европе, в частности акции компаний, которые владеют Северным потоком, Северным потоком-2 и Голубым потоком. Заплатить все равно придется, мы не отступим.

Кроме того, в 2018 году Нафтогаз начал новый арбитраж, в рамках которого требуем от Газпрома пересмотра тарифа на транзит в 2018-2019 годах и компенсации недоимок еще более чем 11,6 млрд. долларов. Уверены в обоснованности наших позиций.

Также мы подали иск против РФ за захват активов Нафтогаза в Крыму на сумму более 5 млрд. долларов. Первые слушания состоялись в этом году.

Что на другой чаше весов? Не радует получение Газпромом большинства разрешений для реализации Nord Stream 2 - чисто политический проект, который угрожает безопасности Европы и Украины.

В то же время Газпром пока не получил разрешения в Дании, а кроме этого, в декабре палата представителей Конгресса США и Европарламент приняли резолюции против строительства газопровода. Надеемся, что это повлияет на ситуацию. Сохраняется неопределенность относительно подписания контракта на транзит газа через Украину после 2019 года.

В то же время разочарование вызывает решение Еврокомиссии по антимонопольному делу против Газпрома - 8 лет расследования и более 200 страниц выводов о системных нарушениях, но никаких ощутимых санкций. С начала 2018 года в Украине заработала новая стимулирующая система налогообложения для газодобытчиков.

Напомню, ставка ренты при добыче газа из новых скважин парламентарии снизили до 6-12%, а ставку для конденсата - до 16-31%. Существенно упрощены разрешительные процедуры. Все это позволило Укргаздобыче и частным компаниям активизировать бурение - а это, в конечном итоге, позволит нарастить добычу. Мы импортировать меньше газа, а госбюджет получать больше налогов и дивидендов. Группа "Нафтогаз" приложила максимальные усилия для таких изменений. Еще одной крайне важной реформой стало то, что местные общины впервые получили непосредственную выгоду от развития добычи на их территории, 5% ренты - это существенные деньги.

За 11 месяцев 2018 добывающий сегмент группы "Нафтогаз" перечислил в местные бюджеты 1,12 млрд. грн - этих денег достаточно для покупки, например, более 500 школьных автобусов.

Правительство и Госгеонадр объявили о проведении долгожданного первого электронного аукциона по продаже нефтегазовых лицензий - безусловно, мы будем принимать в нем участие.

В то же время иначе как возмутительной не назовешь ситуацию в Полтавской области, где облсовет установил "шлагбаум для Нафтогаза" и согласовывает лицензии только "фирмам-бабочкам". Надеюсь, что в следующем году ситуация изменится к лучшему.

Кроме Полтавского облсовета, к сожалению, есть и другие горькие пилюли. Ядовитые, если точнее. Несмотря на усилия "Укртрансгаза", Украина не смогла вовремя перейти на суточную балансировку газа.

Причиной этому - неготовность и манипуляции облгазов и "газсбытов" Дмитрия Фирташа. Эти же компании продолжают наращивать "мыльный пузырь" долгов за газ и услуги балансировки перед группой "Нафтогаз", продолжают манипулировать "мертвыми душами", отказываются передавать базы абонентов Министерству финансов. Мы стали свидетелями попыток "газсбытов" приписать потребителям виртуальные долги и исключить их переход к другим поставщикам.

До сих пор нерешенным остается вопрос монетизации субсидий, а именно это является ключевым элементом, который способен превратить реформы на газовом рынке в необратимые.

К сожалению, все еще продолжает действовать неэффективная система спецобязательств на рынке газа, остается открытым окно для краж облагазами и "газсбытами" - годовые объемы таких краж мы оцениваем в 1,5-3 млрд куб. м газа.

В начале 2018 года в Нафтогазе приступил к работе новый наблюдательный совет с независимыми специалистами из Британии, США, Франции.

В течение года мы внедрили современную систему внутренних контролей: комплаенс, риск-менеджмент и внутренний аудит. Также мы начали перестройку НАК на современный корпоративный центр, где будет аккумулироваться опыт и знания всей группы.

Когда речь идет о Нафтогазе, я не случайно ставлю реформу корпоративного управления во главе - именно от нее зависит, удастся ли нам закрепить достижения в борьбе с коррупцией, сможем ли мы повысить эффективность группы.

Кроме того, в этом году с участием международных консультантов мы разработали корпоративную стратегию, которая предусматривает существенное увеличение эффективности нашей работы и выход в новые сегменты бизнеса.

Группа уже сделала первые шаги на этом пути - определили лидеров бизнес-дивизионов, которые разработали и утвердили через наблюдательный совет стратегические планы своих подразделений.

Ключевым операционным направлением деятельности Нафтогаза этого года было наращивание добычи украинского газа - нам удалось поднять суточный уровень добычи Укргаздобыча до девятилетнего максимума.

Однако темпы роста все еще ниже запланированных, главная причина - в отсутствии новых лицензий.

Впервые за годы независимости Укргаздобыча законтрактовало десятки современных буровых станков, компания уже получила первый немецкий станок Bentec.

Группа "Нафтогаз" закупает КрАЗы, украинскую трубную продукцию - вместе с нами растет отечественное машиностроение и бизнес.

В прошлом году "Укртранснафте" удалось вернуть себе 389 тыс. тонн технологической нефти, которая была скачана на НПЗ группы "Приват" еще в 2014, до смены менеджмента государственной компании.

В 2018 году НКРЕКП утвердила план развития ГТС Украины на срок до 2027 года - это впервые дает Укртрансгазу четкий и понятный алгоритм, как двигаться дальше.

В феврале этого года Укртрансгаз перешел в активную фазу модернизации компрессорной станции (КС) "Бар" в рамках совместного с Ferrostaal и Deutsche Bank проекта.

Идет модернизация КС "Гребеньковськая", уже начато тестирование обновленной газоизмерительной станции "Берегово".

Кроме того, Нафтогаз разработал четкий план анбандлинга и уже предпринял ряд шагов на этом пути - в 2018 году в составе Укртрансгаза мы создали филиал "Оператор ПХГ" и перевели в нее необходимые активы, персонал.

Еще раньше мы создали филиал "Оператор ГТС" и продолжаем работать над его наполнением. Мы будем готовы передать необходимые активы за пределы группы и независимый оператор ГТС сможет начать работу с января 2020 при условии принятия правительством и парламентом необходимых решений. По итогам 11 месяцев 2018 Нафтогаз уплатил в бюджет 121 200 000 000 грн налогов и дивидендов - это около 18% от общих поступлений. Это видимый и реальный эффект от реформ в Нафтогазе, благодаря которым правительство имеет возможность повысить заработные платы для учителей и врачей, увеличить расходы на оборону Украины. В общем можно констатировать, что в 2014-2018 нам удалось изменить вектор Нафтогаза с падения на рост. По моему мнению, в общем газовом зачете Украины по 2018 победы все же преобладали. Сделано много, часть работы уже дала видимые результаты, еще часть - станет фундаментом для последующих изменений ».

Лого