Нас уже
50 379
счетчик в режиме
реального времени
Реально ли получить компенсацию при ДТП из-за плохих дорог?

Реально ли получить компенсацию при ДТП из-за плохих дорог?

Некачественные дороги уже давно стали «верными спутниками» украинских водителей. В Украине 169 000 километров дорог общего пользования, 80-90% из них нуждаются в срочном серьезном ремонте. Стоит гражданам немного отъехать от центров крупных городов - их подстерегают выбоины, поврежденные крышки люков, упавшие деревья прямо на трассе... Все это может стать причиной аварий, которые, в свою очередь, приводят к травмам и наносят серьезный материальный ущерб.

Несмотря на все красноречивые рассказы представителей власти, ремонт дорог, чаще всего - «точечный» и «ямочный». К тому же, качество его вызывает большие вопросы! Вот и получается, что пока такое «латание» уже не имеет эффекта, оно для украинских дорог - «как мертвому припарки». Допустим, водитель проедет спокойно участок дороги, который недавно отремонтировали; но он может попасть в ДТП на другом участке, который вниманием обошли. Специалисты сферы отмечают, что нужна системная замена дорожного полотна; большинство путей строили еще в СССР, они устарели и не выдерживают современной нагрузки (особенно - в крупных городах). Ведь в советские времена нагрузка была на уровне 6 тонн, сегодня же она зашкаливает за 11,5. Но у нас привычная ситуация - все политики говорят о позитивных изменениях в дорожной отрасли, на практике же состояние дорог улучшается крайне медленно.

Сам собой напрашивается неутешительный вывод - даже если водитель опытный и умелый, он не застрахован от ДТП. Сразу вспоминается, что в Японии есть дорога, которую считают очень сложной; она неровная, пологая, проходит между скалами - водителей, которые смогли проехать там без приключений, награждают! Такими темпами любая украинская дорога будет приравниваться к той, японской; правда, вряд ли за ее преодоление дадут награду.

Награды, конечно, не будет, а вот компенсацию пострадавшие в ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог отсудить могут. Если верить статистике, 70% таких исков завершаются успешно. Украинцам неоднократно удавалось отсудить деньги за причиненный материальный ущерб (иногда - даже за моральный). Именно поэтому очень важно уметь отстаивать свои права и помнить - комфортные дороги - не роскошь, а средство передвижения! И не надо бояться отстаивать свои права даже в отечественных нереформированных судах.

С уважением, Экспертный совет УЗПУ

Далее предлагаем Вам ознакомиться с материалом СМИ на эту тему:

«Тысячи водителей несут материальные и моральные издержки за плохих дорог. Как бороться с халатностью "дорожников" и как выиграть дело в суде?

41-летняя киевлянка проезжала село Радулин на Житомирщине, когда колесо автомобиля попало в выбоину и женщина потеряла управление. Автомобиль съехал в кювет, столкнулся с деревом и перевернулся. Водитель обошлась ушибом сустава, однако ее матери, которая сидела рядом, повезло меньше: перелом левой лопатки, сотрясение головного мозга и разрыв правого легкого.

Вскоре суд подтвердил, что авария произошла не по вине водителя. К административной ответственности привлекли начальника филиала Новоград-Волынского участка "Житомирского облавтодора" за то, что "не принял меры по ликвидации выбоины, в результате наличия которой произошло ДТП". Пострадавшая потом подала в суд на балансодержателя дороги, чтобы взыскать деньги за причиненный материальный и моральный ущерб. Ей удалось отстоять свои требования вполне в суде первой инстанции и отстоять частично - в апелляции.

Это не единственный случай, когда водители успешно отстаивали свои права в судах после подобных инцидентов на дорогах. Какие дела выигрывали пострадавшие, на какую компенсацию они могут рассчитывать, как бороться с халатностью "дорожных" чиновников и что надо делать, чтобы выиграть дело? Описанный выше случай не уникален. На языке статистики такой вид ДТП называется "наездом на препятствие с последующим опрокидыванием" и является классическим примером того, как поврежденное дорожное полотно может привести к аварии.

К этой категории ДТП относят аварии из-за попадания в выбоину, наезд на поврежденную крышку люка или на люк без покрытия, наезд на дерево, если оно упало на дорогу, столкновения с оборванной сетью. За последние два года, по подсчетам патрульных, случилось 5038 таких ДТП с пострадавшими. Сколько дорожных происшествий спровоцировано дефектами покрытия дорог, точно не известно. Во-первых, нередко связь между плохо заплатанными ямами и аварийным столкновением удается доказать лишь по итогам многолетнего рассмотрения дела в судах. Во-вторых, далеко не все водители, которые влетели в яму и при этом потеряли колесо и набили шишку, вызывают патрульных, ведь этот процесс долгий и утомительный.

По факту ДТП вызваны сотрудники патрульной полиции должны:

Осмотреть место происшествия.

Отобрать объяснения у водителя и свидетелей.

Составить подробную схему ДТП и протокол на вероятного виновника аварии.

Если в результате ДТП пострадали люди, патрульная полиция привлекает следственно-оперативная группа. Придает ей помощь по сохранению доказательств, отбора объяснений, вызова скорой и т.п., а уже следователь по ДТП составляет протокол, после чего либо направляет материалы в полицию (при легких повреждениях пострадавших), или оставляет их у себя для дальнейшего анализа (при средних и выше повреждениях). В итоге материалы попадают в суд - причина аварии и отвечает за нее лицо выясняется только в судебном порядке. После привлечения виновника к административной или уголовной ответственности может идти речь о процессе по взысканию компенсации с обвиняемого органа или его руководителя.

Компенсацию взымают с балансодержателя дороги. Это может быть любая организация, в функции которой входят ремонт и содержание дороги, где произошло ДТП: облавтодор, коммунальное или частное предприятие.

Обзор судебной практики в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций в течение первой трети 2019 показывает, что 70% пострадавших в ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорог отсуживают средства за причиненный материальный ущерб, а в некоторых случаях - и за моральную. Речь идет об анализе 58 судебных решений, 48 из которых касаются исков о взыскании компенсации за ДТП, и 10 - о привлечении виновных к ответственности. В 55 случаях суды установили первопричины аварий. Ими стали выбоины - 60% дел, поврежденные крышки люков - 13%, гололед - 13%, падение дерева или обрыв сети - 9%, отсутствие дорожного знака - 5%.

Неудовлетворительными считаются ямы, которые не соответствуют требованиям ГОСТа. В зависимости от категории дороги глубина выбоин не должна превышать 4 см для дорог 1-3 категорий и групп А, Б - улиц и дорог населенных пунктов, 6 см - для остальных категорий и групп. Высота наплывов не должна превышать 2 см и 4 см соответственно. Лишь четыре дела о взыскании компенсации из числа рассмотренных пришли к кассации и были проанализированы Верховным Судом. Эти дела в каждом случае принятые в пользу потерпевших. В то же время, кассация удовлетворила их частично. Дело по иску о взыскании 54 тыс грн. материальной и 10 тыс грн морального ущерба завершилась решением о возмещении 18 тыс грн и 1 тыс грн соответственно. Требование о компенсации 259 тыс грн материальных и 15 тыс грн морального ущерба вылилась в решение о взыскании с виновников ДТП полной суммы материального ущерба и 1 тыс грн - морального. С начала 2019 суды не удовлетворили полностью только четыре иска. Они представляют особый интерес, поскольку включают почти полный перечень типичных ошибок в доведении таких жалоб.

Как не допустить ошибки?

62-летний водитель из пгт. Великая Александровка Херсонской области ежедневно несколько раз проезжал местной улице Свободы, которая славится своей ямочностью. Год назад неудачный левый поворот с попаданием в выбоину завершился для автомобиля пробитой передней правой шиной, деформированным диском, поврежденными стойками амортизатора и даже треснувшим лобовым стеклом. Мужчина заявил исковые требования к Великоалександровской поселкового совета 12 тыс грн имущественного и 10 тыс грн морального ущерба. Дело вскоре рассмотрит апелляционный суд, а пока есть выводы суда первой инстанции и они не в пользу истца.

Во-первых, суду не хватило доказательств, что именно Великоалександровский поселковый совет является балансодержателем дороги, где произошло ДТП. Во-вторых, суд не увидел доказательств обстоятельств ДТП, не получил от истца ни справки из полиции о ДТП, ни доказательств плохого качества дороги, ни деталей аварии, зафиксированных в протоколе и схеме ДТП. При этом старший инспектор Великоолександривского отдела полиции фотографировал место ДТП и осматривал транспортное средство. Все эти документы были использованы по делу о привлечении к ответственности виновников, однако "фото были сброшены на служебный компьютер, но по техническим причинам были уничтожены". В-третьих, суд не получил экспертной оценки ущерба автомобиля, поэтому истец не мог подтвердить адекватность заявленной суммы материальной компенсации.По-четвертых, суд обратил внимание, что в постановлении о привлечении к ответственности местного техника по благоустройству не были отражены выводы о причинах возникновения ДТП . Следовательно, нет доказательств того, что именно неудовлетворительное состояние дороги по вине техника привел к дорожного происшествия. Какие еще моменты могут быть основаниями для отказа в удовлетворении иска? Среди них - неправильно оформлена схема последствий ДТП, отсутствие отчета об оценке имущественного ущерба, запоздалое составления протокола об административном правонарушении, неправильное установление ответчика по делу. Если с доведением размера материального ущерба ситуация более-менее понятна, ведь свидетельствам служат акт экспертизы и смету ремонтных работ, то с доведением размера морального вреда все сложнее.

О моральном ущербе

Решение в части взыскания морального вреда судьи принимают, "исходя из принципов разумности, взвешенности и справедливости", поэтому не удивительно, что они в большинстве своем не приходят к согласию с истцами. С 27 дел по иску о взыскании материального и морального вреда комплексно ни одна не завершилась удовлетворением исковых требований в полном объеме. Суды частично удовлетворили 23 иска, каждый раз или выбрасывая по иску часть о взыскании за "моральное страдание", или существенно урезая востребованную сумму. Решая вопрос моральной компенсации, судьи ищут сочетание четырех умов: подтверждение морального вреда, противоправные действия или бездействие, связь между вредом и противоправным действием, а также вина того, кто причинил вред.

В судебных делах с начала 2019 в пользу истцов-водителей срабатывали следующие аргументы о нанесении морального вреда: душевные и физические страдания в результате длительного оформления обстоятельств ДТП на сильном морозе, усложнение жизни из-за ДТП, нерациональное расходование времени, необходимость привлечения значительных физических, душевных и материальных ресурсов, нарушение установившегося ритма жизни.

Вместо заключения

Из десяти историй с начала года о привлечении к ответственности тех, по чьей вине дорога была неудовлетворительной и стала причиной ДТП, четыре завершились закрытием дела за отсутствием состава нарушения, а шесть - привлечением к административной ответственности должностных лиц. Правда, два дела сразу закрыли в связи с истечением сроков давности.

Наиболее частые линии защиты ответчиков - "ограниченность финансирования" и "не является должностным лицом, ответственным за содержание дорог". Областные Службы автомобильных дорог (САД) переводят вину на облавтодоры, а облавтодоры - на сады. А заканчивается это тем, что потом привлекают должностных лиц райавтодоров или городских автодоров. Последние преимущественно и становятся фактическими ответчиками.

В общем дела о возмещении и привлечения к ответственности виновных в ДТП из-за плохих дорог - это дела, которые требуют не слишком большого объема материалов для доказательства, но все они и каждый отдельно изучаются подробно и с особой бдительностью.

Так и получается, что оставить истца шансов на выигрыш в суде может один-единственный непроставленной полицейским подпись, а виновным в происшествии будет тот, которого легче привлечь »(Юлия Костюк," Наши деньги ")

Лого