Нас уже
52 298
счетчик в режиме
реального времени
Ресторанные интриги: как не дать себя обмануть?

Ресторанные интриги: как не дать себя обмануть?

Довольно часто члены нашей Ассоциации пишут нам о том, как наживаются на клиентах владельцы ресторанов и кафе. Если честно, недовес еды или недолив напитков – это просто «детские шалости»! Именно поэтому мы решили сделать для потребителей памятку о том, как не дать себя одурачить в местах общественного питания – будь то ресторан, кафе или столовая.

Прежде всего важно знать, что, согласно Закону Украины "О защите прав потребителей" вы имеете право получить всю необходимую, доступную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающей возможность компетентного выбора. Однако, владельцы ресторанного бизнеса уповают на юридическую безграмотность своих клиентов! И, увы, иногда оказываются правы. Например, они вполне могут включить в ваш счет так называемое «музыкальное оформление» (живую музыку) или "чаевые" официанту. Делается это без предварительного уведомления клиента -- а значит, незаконно! Однако, если вы перед началом вечера не поленитесь спросить, включат ли обслуживание столика и музыку в ваш счет, то обмануть вас не выйдет. Официант или хостес обязаны сообщать об этом! А вы, в свою очередь, должны заплатить за дополнительные «функции» только в том случае, если это было объявлено вам до принятия решения воспользоваться ли услугой ресторана/кафе. Если же данные услуги включили в счет автоматически и не сказав ни слова вам – знайте, вы имеете право не платить! Ведь, согласно закону, вас банально лишили возможности выбирать - посещать или нет заведение на таких условиях! Поэтому в таком случае данное условие договора является недействительным.

Похожие уловки бывают и в другом «формате» -- например, в счет «случайно» включают одно или несколько лишних блюд. Якобы вы это заказали, однако вам забыли принести. Или же еще проще – дописывают 30-40 грн. буквально «с потолка»! Такие махинации рассчитаны на вашу невнимательность и их легко вычислить, просто вчитавшись в счет. Если обнаружили – зовите официанта или администратора, задавайте вопросы. Скорее всего, вопрос будет легко уладить – ведь неправа именно администрация заведения. Еще раз акцентируем – внимательно изучите счет, сравните цены в нем и в меню, убедитесь, что ничего лишнего не оплатите!

Еще одна незаконная «схема» в ресторанах и кафе -- официанты могут специально тянуть время с чеком и сдачей. Часто обслуживающий персонал – тонкие психологи и понимают, с кем такой «номер» пройдет. Поэтому подобную уловку часто применяют с парами: мужчина в компании женщины вполне может спешить продолжить вечер (например, в театре), а еще именно мужчины в таком случае нервничают и теряются. Ведь перед своей женщиной очень хочется выглядеть щедрым, для мужчины важно, чтоб свидание прошло максимально удачно – в его планы явно не входит долгое ожидание сдачи! Итог: пара покидает заведение, оставив официанту "на чай" до 30 % от суммы заказа. Хотя даже 15% считается «перебором». Когда вам долго не приносят сдачу, помните – это может быть уловка, а вы имеете полное право ее требовать.

Еще один очевидный совет: внимательно читайте меню! Уже даже по составу самого прейскуранта можно многое сказать о заведении и добросовестности его хозяина. Кстати, меню в европейских ресторанах всегда небольшие – несколько основных блюд, первые блюда, гарниры, барная карта и десерты (есть не везде). Всё это, в основном, занимает всего несколько страниц. В Украине же меню вполне можно читать, как увесистый том! Это создает видимость богатого выбора и «статусности» заведения. Однако, очень обширное меню уместно только в том ресторане, где много посадочных мест, есть особые «завсегдатаи» и большой оборот гостей. Только в таком случае можно предположить, что все блюда из длинного списка: а) есть в наличии (и потребителя не обманывают видимостью широкого выбора); б) свежие. Если же заведение вам попалось средней популярности с увесистым меню, задумайтесь, не стоит ли поужинать где-то в другом месте!

Далее – конечно же, внимательно смотрите на цены и не стесняйтесь уточнить вес блюда и другие нюансы. Например, в меню могут не написать, как определяется стоимость фруктов (поштучно, за 100 граммов, за порцию нарезки) и салатов (за порцию, за 100 граммов). Не обратив внимание на это, вместо запланированной суммы вы можете отдать в 2-3 раза больше! И обвинить можно будет только себя, ведь владельцы кафе указали цену – а вы не уточнили, за что именно.

Если вы видите, что блюдо не соответствует заявленному в меню, зовите администратора и требуйте объяснений. В таком случае вполне возможно, что вам пытаются продать «объедки»! Это очень распространенный способ обмана – и, увы, очень действенный. Уже приготовленные блюда, которые другой клиент не съел, не доел или вернул повару оставляют до следующего аналогичного заказа. Иногда такие «отказники» лежат в холодильнике по несколько дней!  В основном, эта афера касается зелени, овощей, сырной и мясной нарезки. Если есть сомнения в этих продуктах, лучше проясните, насколько они свежие. А если объяснений вам не дают, вы имеете полное право отказаться от блюда и требовать компенсацию.

Напитки (особенно – алкогольные) – это вообще благая почва для ресторанных манипуляций. Их разбавляют, не доливают, подменяют более дешевым аналогом, сливают остатки из бокалов в другую посуду, выдавая за свежий напиток… Тонкий момент – если в вашем коктейле есть лёд, обмануть вас становится гораздо проще. Всего несколько кубиков льда – и бармен сэкономит 50-80 мл. дорогого виски (рома, другого напитка). Если вы видите в меню, например, коктейль на 200 мл., и его приносят в бокале на 200 мл., но уже со льдом (не указанным в описании) --- вас уже обманули. Коктейль со льдом должен подаваться в стакане на 100 мл. больше.  В идеале, лёд вообще должны подать отдельно. Это оставляет за вами право добавить столько, сколько посчитаете нужным – и да, это не позволит обмануть вас. Либо же напиток могут приготовить прямо при вас, чтобы потребитель лично увидел, что наливают, в каком количестве, сколько в напитке льда. Если не доверяете заведению, вы можете попросить подать лёд отдельно или вообще его не добавлять.

В целом, общая для любой ситуации рекомендация только одна – быть внимательными! И, конечно же, не бояться защищать свои права. В таком случае вам не будут страшны никакие «ресторанные» манипуляции.

 

С уважением, Экспертный совет УЗПУ

 

 

 

Лого