Нас уже
45 908
счетчик в режиме
реального времени
Нужны ли в нашем государстве украинцы-заробитчане?

Нужны ли в нашем государстве украинцы-заробитчане?

Олег ТИТАМИР, президент ОО «Украинская организация защиты потребителей услуг»

Каким образом государственные органы могут преодолевать проблему утечки трудовых ресурсов из Украины за границу, не зная даже точной цифры украинских мигрантов, трудоустроенных там официально? И поэтому неудивительно, что наше государство полностью отстранилась от своих граждан, в основном работают за рубежом нелегально, а потому - полностью бесправными.

Трудовая миграция из Украины: статистика шокирует

По разным данным, за пределами страны работает от четырех до восьми миллионов украинцев. Последняя цифра - это количество населения Австрии или Израиля. Недавно появились подсчеты, что каждую минуту нашу страну оставляет двое граждан.

Цифры о потерях Украины трудового ресурса иногда весомо отличаются: часть людей за границей работает постоянно в течение многих лет, некоторые нанимаются на летний срок; значительная часть украинцев работает исключительно на сезонных работах в сельском хозяйстве. По нынешними данным Центра экономической стратегии, около 4 млн. украинцев или 16% трудоспособного населения страны являются трудовыми мигрантами. Причем, одномоментно за пределами Украины может находиться примерно 2,6-2,7 млн. человек. Думаю, это - минимальные цифры, от которых стоит отталкиваться.

В то же время, официальные данные, которые бы приближались к реальным, найти практически невозможно. Министр соцполитики Украины Виталий Рева говорит о 3200000. украинцев, работающих за рубежом на постоянной основе. Но правдива ли эта цифра, учитывая данные, недавно обнародованные министром иностранных дел Польши Яцеком Чапутовичем? По его словам, в Польше работают около 2 миллионов украинцев. Но есть еще Россия, Италия, Литва и другие страны, где работают наши соотечественники. Так, по данным агентства "Bloomberg", более 1 млн. украинцев эмигрировали с 2015 по 2017 гг. на заработки за границу. В частности, - в Польшу (507 тыс. Человек), Россию (343 тыс.), Италию (147 тыс.), Чехию (122 тыс.), США (23 тыс.) И Беларусь (22 тыс.). Итак, статистика от Минсоцполитики очень слабо корреспондируется с реалиями.

Почему потеря трудовых ресурсов для власти - «нормальный процесс»?

Государственные органы совсем не торопятся озвучивать реальные цифры миграции, поскольку последние будут свидетельствовать далеко не в пользу власти. Застой в экономике, критически низкие заработные платы, крайне неудовлетворительные социальные гарантии - это все то, что руководители государства из года в год не собираются улучшать. Ведь, бедного и униженного населения можно максимально извлекать последние соки, получая «космические» гешефты. Соответственно, украинцы голосуют за такую ​​власть «ногами», мигрируя в страны с намного выше и достойными зарплатами и социальными стандартами.

При этом власти, скорее всего, выгодно такое положение вещей. Еще бы: во-первых, мигранты ежегодно переводят в Украину около 6,5 млрд. Долларов (в три раза больше, чем долгожданный правительством транш МВФ), тем самым спасая украинскую экономику от финансового коллапса. Во-вторых же, очень выгодно манипулировать этими «мертвыми душами» на выборах.

На мой взгляд, это - главные причины, почему государство не разрабатывает эффективную стратегию возвращения наших мигрантов домой - путем привлечения иностранных инвестиций, радикального упрощения налоговой системы и регуляторной политики, настоящей судебной реформы для защиты прав собственности, а следовательно - кардинального повышения зарплат для Украинские и создание для них надежных социальных гарантий.

Зато слышим «действенный рецепт» министра Ревы - мол, украинцы не будут выезжать на работу за границу, если им поднять зарплаты, как минимум, до 15 000 гривен. То есть, почти до 500 долларов США. Но в Польше водитель грузовика получает вдвое больше! Еще ранее Президент Украины Петр Порошенко заявлял, что трудовая миграция из Украины якобы является «нормальным процессом» интеграции страны в европейский рынок труда, который проходили страны-соседи. И не беда, что украинский бизнес из-за этого «нормального процесса», ежегодно недополучает около 40 млрд. Грн. (Лучшие специалисты уехали за границу)! По данным Института экономики и прогнозирования НАН Украины, такой экономический «тренд» продолжается с 2015 года.

Вместо того, чтобы привлекать украинцев человеческими условиями труда в Украине, тот же таки министр соцполитики изобрел своеобразное «фискальное» ноу-хау. Он считает, что работников необходимо заставить декларировать те средства, которые они пересылают своим близким в Украину. Мол, это - прибыль, которую получают их родственники. Значительная же их часть якобы не указывает эти «доходы» при оформлении коммунальных субсидий. Логика якобы есть, но существует ли доверие наших трудовых мигрантов к родному государству и его органам? А доверия как раз и нет. Потому что все знают: стоит только человеку задекларировать прибыль, и налоговая с него не «слезет». Именно поэтому, сентенция Ревы и была воспринята многими украинцами как попытка государства повторно залезть в карманы миллионов работников.

Нелегальные трудовые мигранты: что делать с «лишними людьми»?

Практически никто из наших власть имущих-государственников не переживает по поводу еще одной некомплиментарной для них цифрой: 61% или 5000000 наших граждан работали за рубежом нелегально за последние 5 лет (данные социологической группы «Рейтинг» по 2017). Это означает, что более половины работников полностью лишены конституционных и иных прав, гарантированных государством, в котором они работают. Их в любой момент могут арестовать, посадить или выслать из страны, они не имеют права на медицинскую помощь и другие социальные гарантии, а главное - их не защищает местное трудовое законодательство. Все они находятся под угрозой попадания в трудовое рабство, а некоторые из них все-таки становятся рабами и работают почти бесплатно на «хозяина» годами.

И если наше государство практически не занимается своими официально трудоустроенными за рубежом гражданами, то о «нелегалах» наши госорганы не хотят слышать и подавно. Или кто-то помнит, чтобы какое-нибудь украинское посольство или консульство отчиталось об увольнении с трудового рабства нашего соотечественника, или по крайней мере - о решении важной проблемы, которая возникла у трудового мигранта? Вряд ли такие вещи вообще считаются де-факто компетенцией украинских дипломатических представительств.

Очень хотелось бы в этом контексте ошибаться. Впрочем, мне неизвестные усилия нашего государства по созданию условий легальной работы за рубежом для тех украинцев, которые все же решили эмигрировать. Ведь для этого нужна целенаправленная программа сотрудничества наших дипмиссий с министерствами иностранных дел стран-реципиентов, координация действий между украинскими и иностранными пограничными и миграционными ведомствами. В конце концов, Минсоцполитики и, при необходимости, органы правопорядка должны тщательно проверять легальный характер деятельности на территории Украины всех агентств и компаний, предоставляющих услуги по зарубежного трудоустройства, - опять же, координируя эту деятельность с посольствами соответствующих стран. В этом смысле, представляется крайне необходимым начала широких просветительских программ для украинских граждан, включая социальную рекламу на телевидении. Все это могло бы эффективно предупреждать риски и опасности, связанные с нелегальным трудоустройством украинцев за рубежом - тем более, что есть опыт подобных мероприятий у наших партнеров из Евросоюза.

Впрочем, самое главное - создать благоприятные экономические и финансовые условия для работы наших соотечественников здесь, в Украине. Все это должно перейти от пустого сотрясения воздуха в практическую государственную плоскость. В конце концов, если чиновники и олигархический бизнес способны повышать украинские потребительские цены до уровня европейских, то почему бы им не задуматься, как поднять до такого же уровня отечественные зарплаты и социальные гарантии? Конечно, это не произойдет автоматически и по мановению «волшебной палочки», которые административные решения правительство не принимало. Здесь нужны системные законодательные и социально-экономические сдвиги, которые создали бы предпосылки к повышению зарплатных индексов как в государственном, так и в частном секторах. Инструменты же известны - это снижение неестественно высоких налогов на зарплатный фонд, что будет способствовать его детенизации; сужение и оптимизация налогооблагаемой базы для предприятий, упрощение администрирования налогов, льготные режимы и фискальные стимулы для любого эффективного и социально-ответственного бизнеса, в конце концов, развитие прочной и эффективной банковской сферы, которая бы обеспечивала предприятия и компании дешевыми кредитами. Только тогда государственный и частный бизнес смогут выплачивать работникам достойные, «европейские» зарплаты, а украинская экономика ежегодно будет расти не в 3 процента, а на 10-15%.

Лого